Опрос ВТБ: россияне в перспективе 10 лет не ожидают отказа банков от офисной сети

Каждый второй россиянин считает, что в течение следующих 10 лет банковские сети сохранят привычный формат, включая как отделения, так и онлайн-приложения. Около 20% опрошенных полагают, что офисы будут закрыты и останутся только цифровые сервисы. Эти данные были получены в ходе опроса, проведенного ВТБ перед Финансовым конгрессом Банка России.
Жители Москвы, Подмосковья и Северного Кавказа выдвинули более смелые предположения: примерно 10% молодежи из этих регионов считают возможным появление виртуальных 3D-филиалов банков в метавселенных в ближайшие десять лет.
Большинство респондентов выразили желание иметь единую цифровую платформу для управления счетами во всех банках, половина опрошенных поддерживает эту идею. Для молодого поколения, составившего около четверти всех респондентов, использование такого банковского супераппа было бы более удобным. В то же время люди в возрасте 55-65 лет пока не могут представить концепцию единого приложения для управления своими финансами.
ВТБ ранее протестировал технологию Open Banking, позволяющую клиентам – как физическим, так и юридическим, управлять своими счетами в различных банках через единый интерфейс. Благодаря современным стандартам интеграции и защищенному обмену данными, открытый банкинг обеспечит бесшовное цифровое взаимодействие между финансовыми организациями, финтех-сервисами и пользователями.
Опрос также выявил, что с цифровой средой связаны определенные риски для банковской системы. На мнение россиян о рисках для банков влияют:
– кибератаки и финансовые преступления (22%);
– резкие колебания курса рубля и процентных ставок (24%).
«Развитие и цифровых каналов, и офисной сети, обеспечение кибербезопасности требуют от банков больших инвестиций, гибкого встраивания своих продуктов и сервисов в постоянно развивающемся технологическом ландшафте. Такие инвестиции, изменение регулирования, обострившаяся и дорожающая конкуренция за клиента закладывают тенденцию к консолидации банковского сектора. На первый план в банковском бизнесе будет выходить эффект масштаба, за счет которого есть возможность обеспечивать мультисегментность, гибкость, защиту от рисков и суперустойчивость всей банковской системы. Эффект масштаба – один из главных факторов, которые придают системе антихрупкость», – отметил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
По его словам, конкуренция за розничных клиентов может возникнуть между «традиционными» банками и банками, работающими как маркетплейсы. Однако, согласно опросу, россияне уверены, что такая конкуренция не подрывает позиции классических банков.
Что касается противостояния банков и маркетплейсов, 25% респондентов видят угрозу для традиционных банков со стороны финтех-компаний и «более гибких» банков-маркетплейсов. Тем не менее 34% полагают, что новичкам еще далеко до лидеров рынка. Кроме того, респонденты допускают возможность инвестирования банков в нефинансовый бизнес, если это соответствует государственной политике (45%) или если Центральный банк жестко контролирует такие вложения (22%). Мнения о нефинансовых сервисах разделились почти поровну: 34% считают, что банки должны заниматься только финансами, тогда как 39% считают, что банки могут заниматься и другими направлениями. Против развития экосистем вокруг банков выступают лишь 9% опрошенных.
Новые принципы регулирования экосистем и непрофильных активов обсуждаются на Финансовом конгрессе.