Чесменская церковь отмечает 245-летие освящения

Блестящая операция
Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, или Чесменская церковь (ул. Ленсовета, 12), как видно по ее второму, неофициальному названию, была построена в память о победе русского флота в сражении в Чесменской бухте. Это событие произошло во время очередной русско-турецкой войны.
Начавшаяся неудачно для России война вскоре изменилась в лучшую сторону благодаря успешным действиям армий, которыми руководили Потемкин и Румянцев. У реки Кагул 27-тысячное русское войско обратило в бегство турецкую армию из 150 тысяч солдат.
Параллельно из Финского залива в Средиземное море прибыл русский флот, состоявший из двух эскадр под руководством контр-адмирала Эльфинстона и адмирала Спиридова. А командующим объединенного флота был Алексей Орлов, брат Григория, знаменитого фаворита Екатерины Великой. Алексей, в отличие от брата, оказался способным и честолюбивым человеком и выбрал для себя военную карьеру. Родственные связи, безусловно, помогали ему, однако Орлов оправдывал оказанное ему доверие.
Русский флот перехватил турецкий около острова Хиос 5 июля 1770 года. Турецкий флот был в 2 раза больше, однако это не остановило Орлова. Началось сражение, в котором оба флота потеряли по кораблю. Русский «Святой Евстафий» сошелся в абордажном бою с турецким флагманом «Бурдж-у-Зафера», в котором погибли оба корабля. Однако турецкое командование, несмотря на свое даже слегка увеличившееся преимущество, решило отступать и в результате оказалось в ловушке. Турецкий флот сгрудился в Чесменской бухте, где его быстро настигли.
Командование русского флота решило воспользоваться тем, что противник сам зашел в ловушку. Уже 6 июля начался обстрел вставшего в бухте турецкого флота. А затем командование осуществило еще одно блестящее решение. На сгрудившиеся турецкие корабли были отправлены брандеры, небольшие суда-камикадзе, нагруженные горючими материалами. Под обстрелом два брандера добрались до кораблей противника, которые тут же запылали. Вскоре пожар охватил весь турецкий флот, погибли 15 из 16 линейных кораблей и все 6 фрегатов. Это была убедительная победа, которая обеспечила русскому флоту полную свободу маневров у средиземноморских территорий противника и предопределила победу России в войне.
Неоготический эксперимент
Екатерина Великая высоко ценила заслуги героев Чесменского сражения, при ней оно было несколько раз увековечено. Это и Чесменская колонна, и Чесменский обелиск. Но самые значительные – это Чесменский дворец и находящаяся неподалеку от него Чесменская церковь. По легенде, именно на месте будущего храма императрица получила от курьера новость о победе. Это было на дороге, которая вела из центра Петербурга в Царское Село. Через несколько лет Екатерина Великая решила построить Путевой дворец, чтобы останавливаться в нем по пути в Царское Село и обратно, и выбрала для него то самое место.
Эти земли были болотистыми и малоосвоенными. Местные жители называли их «лягушачье болото», на финском – Кикерикиксен. Как у соседней церкви есть два названия, так и дворец называют и Чесменским, и Кикерикиксенским (так официально назывался до 1780 года). Его символ – лягушка, что отсылает к названию местности.
И дворец, и храм были построены по проекту архитектора Юрия Фельтена. Для церкви он создал необычный проект в неоготическом стиле, очень необычном для православных храмов. Ведь этот стиль был вдохновлен в первую очередь западноевропейской средневековой церковной архитектурой. Однако Фельтен смог очень удачно адаптировать неоготический стиль для православного храма. Благодаря ажурному орнаменту на фасаде, башенкам (пинаклям) и зубчатому парапету кажется, что весь храм сплетен из кружев.
Ценный памятник
Открытие храма приурочили к годовщине начала Чесменского сражения, 5 июля 1780 года. Можно сказать, что это было событие мирового масштаба, ведь гостем церемонии освящения стал монарх Священной Римской империи Иосиф II. А заложили церковь в присутствии короля Швеции Густава III. Правда, оба прибыли под псевдонимами, но об их присутствии все знали.
Екатерина Великая часто посещала Чесменскую церковь, однако ее потомкам и этот храм, и Путевой дворец не были интересны. При Николае I в Чесменском дворце была открыта богадельня для ветеранов войн.
Чесменская церковь была закрыта в 1919 году, но ее община не сдалась и проводила службы на даче неподалеку. В 1924 году крест был заменен на скульптуры наковальни, клещей и молота. В годы блокады здание церкви очень сильно пострадало, сгорело внутреннее убранство. Однако решено было сохранить уникальный храм – сначала здание законсервировали, а в 1960-х годах началась реставрация. Был проведен полный ремонт, восстановлены утраченные элементы и интерьеры. Но затем в церкви открыли филиал Военно-морского музея – музей Чесменской победы, с которой она была связана.
В 1994 году здание церкви было передано Санкт-Петербургской епархии, а в 1998-м состоялось новое освящение храма, которое провел митрополит Владимир. Также около храма расположено кладбище, где покоится прах ветеранов войн XIX века и защитников блокадного Ленинграда.