В Комитете по транспорту рассказали, как самокатчиков заставят соблюдать новые правила

Постановление губернатора Санкт-Петербурга номер 47, подписанное в последнюю неделю июня, регулирует работу двух отраслей бизнеса: кикшеринговые компании и курьерские службы, а точнее манеру их передвижения на средствах индивидуальной мобильности. Для всех ограничили скорость на тротуарах – не более 10 км/ч. Для курьеров и их начальства составили большой список обязанностей.
Реестр и справка
Во-первых, за 2 недели требуется оснастить всех курьеров электронными системами слежения, а их коробы – световозвращающими элементами и крупно написанными номерами. Последние нужны, чтобы определить личность сотрудника, если он нарушит правила. Данные о том, где какой курьер находился в определенное время, должны храниться на серверах не менее полугода. Излишне говорить, что доставщику, не внесенному в специальный реестр, теперь нельзя доверять никакую доставку. И наконец, курьер на электросамокате или электровелосипеде должен иметь медсправку, схожую с водительской: что у него нет судимостей и психических заболеваний.
Вся ответственность – о наличии справок и о том, что курьеры осведомлены, где и как им нельзя ездить, ложится на плечи работодателя. И все будет устроено так, что руководителям курьерских служб будет выгодно самим навести порядок, потому что все штрафы обрушатся именно на них.
Список улиц, где курьерам запрещено появляться даже на проезжей части, довольно обширен и включает в себя и Гороховую улицу, и Большую и Малую Морские, и Загородный проспект. Эти магистрали удобны для велосипедистов наличием автобусной полосы, по которой можно вполне комфортно передвигаться. Но и они попали под запрет, даже если курьер поклянется не заезжать на тротуар. Все равно отследить его местонахождение можно лишь с 50-метровой погрешностью. А тротуары на этих улицах узкие.
В список также угодили Садовая улица, Суворовский проспект и несколько транзитных улиц Васильевского острова и Петроградской стороны.
«Там могут быть широкие тротуары, но трафик пешеходов тоже большой, а загруженность тротуара исчисляется по этим двум показателям», – пояснил специалист СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» Дмитрий Попов. А заместитель председателя Комитета по транспорту Михаил Казаков пожаловался, что курьеры норовят ездить по встречной полосе.
Кто будет ловить
Михаил Казаков пояснил, что кикшеринг и службы доставки в последнее время выросли в системный бизнес с большими оборотами. Так, кикшеринги за год зарабатывают в России 31,5 миллиарда рублей, доставщики – 54-60 миллиардов. А с крупных игроков серьезнее спрос. И если негативные обращения к представителям этого бизнеса множатся с каждым годом, значит, пора призвать его к ответственности.
«Сейчас мы хотим переместить курьеров на проезжую часть, – заявил Казаков. – Нужно, чтобы кикшеринговые компании заставляли своих клиентов учить правила, и то же касается служб доставки. Уже составляются экзаменационные тесты. Следить за порядком будут стационарные камеры, машины системы «Паркон» и пешие инспекторы из тех, что выявляют автовладельцев, заклеивающих номера своих машин».
Уже сейчас полиция и сеть уличных видеокамер успешно фиксируют самокатчиков-нарушителей. С начала сезона их в городе выявлено 17 тысяч. Каждое четвертое нарушение – нежелание спешиться перед зеброй.
Правила и законы
Законов, которые мешают эффективно бороться с двухколесными нарушителями, еще очень много. Например, каждый кикшеринг ведет свои черные списки, и если клиент влетит на их СИМ в пьяную аварию, самокат он больше не получит. Но обмениваться информацией с конкурентами – делать единый черный список – запрещает закон о защите персональных данных. В свое время у авиакомпаний ушло чуть ли не 10 лет на формирование единой базы проблемных пассажиров – зато и летать стало спокойнее.
Не меньшую надежду правоохранители возлагают на видеокамеры и систему распознавания лиц. Камер в городе уже никак не меньше 200 тысяч. Им можно приделать модуль, который по положению тела станет определять скорость передвижения не хуже, чем это делает радар, используемый сотрудниками Госавтоинспекции.
Конечно, не стоит ждать, что нарушителя-самокатчика будут фотографировать, идентифицировать и слать ему штрафную квитанцию через «Госуслуги», как это происходит с водителями. То есть, может, и будут, но не сейчас. Главное, что его можно будет найти в случае какого-нибудь ЧП.
«Но привязывать аккаунты в кикшеринге к «Госуслугам» было бы неплохо, – заявил Казаков. – Мы уже ведем работу в этом направлении. По крайней мере, так можно отсечь пользователей моложе 16 лет. Они ведь даже не подозревают, что для управления тяжелым самокатом нужна и физическая сила тоже».
Какие штрафы
Представитель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Сергей Дунаевский рассказал, какие штрафы ждут нарушителей нового закона. Обычного пользователя можно наказать на 3-5 тысяч рублей, юридическое лицо, то есть компанию, на 200-300 тысяч, а при повторном нарушении – до 500. Сейчас отследить самокатчика сложно, а вот название компании – легко. Значит, и штрафы ударят именно по кикшерингу и службе доставки, хотя у менеджеров и будет возможность снять с виновника деньги в порядке регресса. Как это происходит, например, у каршерингов.
«Все схемы, когда пойманный курьер маскируется под обычного горожанина, который вез подарок другу, мы уже отработали», – заявил Казаков. В общем, соврать не получится.
Доставку на улицах, где теперь действует запрет СИМ, можно будет осуществлять пешком и на машине, заявил Дмитрий Попов. Что касается кикшеринга, то он так и остался развлечением. По нашим подсчетам, трамвай перевозит в день 700 тысяч пассажиров, а самокаты не более 80 тысяч.
Что можно, если вы курьер
Можно ездить на обычном велосипеде по проезжей части, а если правый ряд занят парковкой, – то и по тротуару.
Ездить на СИМ на любой скорости по проезжей части или на скорости менее 10 км/ч по тротуару, но только не по перечисленным выше улицам.
Что можно, если вы не курьер и самокат у вас личный
Ездить по тротуару на любой улице, но не более 10 км/ч либо по проезжей части на любой скорости.