Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Что предлагает новый мессенджер Мах: доступ к госулугам плюс безопасность

24 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании в России многофункционального сервиса обмена информацией
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Сервис объединит функционал мессенджера и сервисы государственных и муниципальных услуг. «Петербургский дневник» выяснил, чем новинка будет отличаться от Telegram и WhatsApp*.

По новому закону, за запуск и работу национального мессенджера будет отвечать компания, которую определит правительство. Эта организация должна быть зарегистрирована в России и иметь аудиторию более 500 тысяч пользователей в сутки. Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

Ранее в Государственной думе РФ сообщили, что в новый российский мессенджер переведут образовательные сервисы, чаты учебных заведений и госструктур.

Авторы документа, среди которых сенатор Андрей Клишас и экс-депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, поясняли: платформа позволит передавать персональные данные с портала «Госуслуги» и удостоверять личность через цифровой ID. Также Минцифры России сообщало, что власти страны будут развивать этот национальный сервис на базе мессенджера Max, разработанного компанией VK (владелец соцсети «ВКонтакте»). В бета-версии он работает в России уже с конца марта 2025 года.

На новой платформе пользователи смогут подписывать документы при помощи усиленной электронной подписи. Здесь же будет цифровой ID, который можно использовать вместо паспорта, например при заселении в гостиницу, при покупках, требующих подтверждения возраста, и при предъявлении права на льготы.

ЧЕТЫРЕ УСЛОВИЯ

По мнению экспертов, новый национальный мессенджер призван снизить риски для пользователей стать жертвой мошенников. Не секрет, что в двух самых популярных среди россиян мессенджерах таковых очень много. Но для того чтобы российский вариант стал хотя бы относительно безопасным, его создателям необходимо соблюсти целый ряд условий.

Во-первых, считают специалисты, все серверы должны быть полностью локализованы на территории РФ и не выходить за пределы российской юрисдикции. Во-вторых, новый сервис должен быть очень плотно интегрирован с порталом «Госуслуги» – это позволит человеку понять, кто ему звонит и тот ли он, за кого себя выдает. Ведь страницы пользователей в этом мессенджере наверняка станут особой зоной притяжения для хакеров, они будут стремиться к взлому аккаунтов, особенно брошенных хозяевами. Но по крайней мере госорганы при обращении по поводу мошенничества смогут довольно быстро эти аккаунты отслеживать и блокировать.

В-третьих, считают аналитики рынка, в национальный мессенджер необходимо встроить современные механизмы анализа текста. То есть в нем должен присутствовать искусственный интеллект (ИИ), который обучен на мошеннических схемах.

Сегодня российские борцы с мошенниками и хакерами изучили как минимум 200 способов обмана, отследив и проанализировав огромное количество сообщений и методик поведения, логических маршрутов, по которым мошенники ведут своих жертв.

Встроенный в мессенджер ИИ, находясь на стороне пользователя, сможет отслеживать такие сообщения прямо в телефоне человека или на его компьютере и будет помечать или предупреждать гражданина: «Данное сообщение похоже на мошенническое». Все это серьезно снизит эффективность мошеннических усилий, а также опасения пользователей по поводу слежки.

В-четвертых, новый мессенджер должен быть интегрирован не только с «Госуслугами», но и со всеми банками, госорганами и структурами МВД. В нем также должна быть предусмотрена возможность быстро отозвать платеж – условно говоря, «платежный лаг» в пару-тройку часов.

УЧЕСТЬ ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Национальные мессенджеры на данный момент уже созданы в нескольких странах. Так, в Иране в 2023 году заблокировали Telegram, теперь там свой мессенджер под названием Rubika. В нем есть проверка пользователей, он абсолютно государственно ориентированный. В него слабо интегрированы различные госуслуги, тем не менее в Иране он популярен, на него перешло большое количество пользователей.

В Индии в 2021 году тоже появился национальный мессенджер – Sandes. Но им в стране пользуются только чиновники, школы и муниципалитеты. Причем для личной коммуникации те же госслужащие все равно продолжают по привычке использовать WhatsApp*.

Самый успешный опыт национального мессенджера – это WeChat в Китае. За последние пять лет число случаев мошенничества там снизилось почти в два раза, но все равно доверие китайцев к нему пока очень невысоко. На этой платформе максимально ограничена анонимность, все операции и переписки – под чутким присмотром государства. При этом почти у каждого китайца установлены альтернативные мессенджеры. Количество киберугроз в Китае кратно выше, чем в России.

Создателям Мах нужно учесть эти негативные опыты при внедрении российского национального мессенджера, считают эксперты. Кстати, в регионах России чиновники уже начали переход на новый мессенджер Мах. Первым о таком шаге заявил мэр Краснодара Евгений Наумов. Директор департамента информполитики Краснодара Надежда Лутай уточнила, что сотрудники администрации должны перевести в новый мессенджер только внутренние рабочие переписки и чаты. Возможность ведения публичных каналов на платформе пока отсутствует, добавила она.

ПРОТИВ МОШЕННИКОВ

«Сейчас главная государственная задача – дать гражданам альтернативу использованию двух иностранных платформ, импортозаместить популярную ежедневную функцию общения посредством звонков, отправки фотографий и видеороликов. Конечно, перед разработчиками стоит довольно сложная задача – сделать новый сервис удобным, качественным и востребованным россиянами. С учетом всех пользовательских привычек огромного количества людей, активно использующих Telegram и WhatsApp», – сообщил председатель Комитета Государственной думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Он рассказал, чем привлекательна опция передавать персональные данные с «Госуслуг» и удостоверять личность через цифровой ID.

«Во-первых, возможность зарегистрироваться и подтвердить свой аккаунт через портал «Госуслуги» сама по себе создает проверенный круг для общения. В функционал новой платформы войдет возможность отключать вызовы и сообщения от пользователей, которые эту проверку не прошли. Тем самым будут сразу же отсекаться те, кто привык действовать в мессенджере анонимно. Во-вторых, платформа будет позволять регистрироваться только по российской сим-карте, в отличие от Telegram и WhatsApp. Это также отсекает возможность мошенникам действовать из-за рубежа», – пояснил депутат Госдумы.

Самое главное, добавил он, что отечественные разработчики и менеджмент платформы – это те люди, с которыми власти смогут в оперативном режиме собираться и искать ответы на новые вызовы и угрозы.

«Российские сотовые операторы уже предложили огромное количество решений для дополнительной защиты своих абонентов внутри сотовых сетей, – отметил Сергей Боярский. – Конечно, они по-разному подходят к решению этой проблемы, но эти продукты уже есть, в том числе самые высокотехнологичные, с использованием ИИ. И эти решения могут быть реализованы внутри национального мессенджера. При появлении каких-то новых способов или инструментов мошенничества, которые наверняка будут появляться в головах злоумышленников, мы сможем оперативно, совместно с правоохранителями и социальными службами, давать на них ответ. В том числе – на законодательном уровне».

Сейчас готовятся предложения во второй пакет мер по борьбе с мошенничеством «Антифрод-2». Он будет внесен в Госдуму в начале осени.

«По ходу работы мы получаем очень оперативные и качественные консультации абсолютно от всех участников нашего рынка. Они объединены целью помочь своей стране и ее гражданам. Исключение здесь – руководство Telegram и WhatsApp*, которыми мы с вами пользуемся каждый день», – заметил Сергей Боярский.

Он допустил, что со временем государство может ограничить или вовсе запретить деятельность иностранных мессенджеров на территории России.

«Они уже нарушают действующее российское законодательство – в части хранения персональных данных пользователей, по параметрам безопасности и так далее. Но санкции к ним применялись очень мягко и избирательно – ровно потому, что они до сих пор были безальтернативными. А когда у россиян появится реальная альтернатива в виде национального мессенджера, тогда и спрос с Telegram и WhatsApp будет другим. Разумеется, мы сейчас не говорим о какой-то моментальной блокировке, у нас нет таких целей и задач. Привычка миллионов российских пользователей к этим платформам достаточно велика», – признал депутат Госдумы.

БЫСТРЫЙ И УДОБНЫЙ

«Для того чтобы новый мессенджер полноценно заработал, к нему должно подключиться как минимум несколько миллионов человек. Важная функция, которая есть у нового мессенджера, – это переписка с различными государственными ведомствами и министерствами, по примеру того, как это происходит на «Госуслугах», – отметил руководитель Международного центра цифровой криминалистики Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН Андрей Чечулин.

Он считает, что возможность облегчить общение с госструктурами может привлечь очень многих россиян.

«Я давно опробовал новый мессенджер в бета-версии и убедился: у него удобный интерфейс, он работает быстро и без явных косяков. Но у нас в стране десятки миллионов людей сидят в Тelegram или WhatsApp* – у них там все контакты, все истории переписки, любимые картинки, файлики. Переходить на другой мессенджер им просто неудобно. И вот это государству нужно каким-то образом переломить. Когда в национальном мессенджере будет несколько миллионов человек, тогда приток новых абонентов может приобрести валообразный характер, как это было в свое время с тем же Тelegram», – заключил Андрей Чечулин.

* WhatsApp принадлежит компании Meta (соцсети Facebook и Instagram), которая запрещена в России как экстремистская.