Конюшенному ведомству вернут исторический облик

До конца лета в Петербурге планируют утвердить проект реставрации Конюшенного ведомства. Он предусматривает приспособление памятника под многофункциональный центр, в котором будут концертные площадки, территории для детского и семейного досуга, кафе и рестораны, литературный клуб.
«Создадим там общественное пространство с музеем и выставочными залами. Уверен, что Конюшенное ведомство станет новым культурным центром нашего города», – заявил губернатор Александр Беглов.
ВОССОЗДАТЬ СКУЛЬПТУРУ
За долгие годы здание претерпело немало изменений, потому что над ним успели поработать несколько зодчих. Так, конфигурация Конюшенного ведомства была заложена еще в XVIII веке – ее выполнил один из первых архитекторов Петербурга Николай Гербель. Замкнутое по периметру здание с павильонами, которые сохранились до наших дней, – именно его задумка.
Кроме того, работу этого архитектора сегодня можно оценить по южным корпусам ведомства, лицевые фасады которых смотрят на Конюшенную площадь. Стены, основание на уровне первого этажа и кирпичная кладка тоже от Гербеля. Этот же архитектор стал автором скульптуры вздыбленного коня на шаре, которая венчала купол северного павильона в XVIII веке.
Сегодня архитекторы рассматривают возможность возвращения этого ключевого элемента на объект.

ПРИБЛИЗИТЬ К СТАСОВУ
«После Гербеля над зданием работает архитектор Василий Стасов, который фактически разбирает его и возводит заново. Меняется высота Конюшенного ведомства, оно становится выше, а все северные корпуса (со стороны реки Мойки) – шире. При этом конфигурация восточного корпуса (со стороны канала Грибоедова), по нашим предположениям и оценкам, была изменена. Западный корпус (со стороны Большого Конюшенного моста) также полностью разбирается при Стасове, и возводится новый полукруглый западный объем», – рассказывает главный архитектор проекта реставрации Конюшенного ведомства архитектурного бюро «Студия 44» Юлия Богданова.
При Стасове на внутридворовой территории ведомства появляются две новые одноэтажные постройки – сараи. Сегодня можно увидеть остатки одного из них, второй со временем пришел в негодность, и около 15 лет назад в ходе противоаварийных работ его разобрали.
В западном корпусе сохранились подлинные кирпичные своды по чугунным балкам авторства Стасова. При этом сами своды были буквально заложены толстой цементной коркой – это сделали во время проведения противоаварийных работ еще в начале 2000-х годов.
«Конюшенное ведомство Василия Стасова простояло в общей сложности около 40 лет. Именно в этом облике памятник просуществовал дольше всего, включая период послевоенной реставрации. Проект, над которым мы сейчас работаем, предусматривает возвращение Конюшенному ведомству облика, максимально приближенного к работе Василия Стасова», – говорит Юлия Богданова.

НАДСТРОЙКИ И КИРПИЧ
После Стасова строительными работами здесь занимался архитектор Петр Садовников. Он надстроил одноэтажные сараи двумя этажами. Кроме того, деревянные ретирады (помещения уборной) юго-восточного корпуса, который выходит на Конюшенную площадь, он перестроил в кирпиче.
При Садовникове внутридворовые постройки связывались с южными корпусами через арочные переходы. Сегодня на стенах корпусов со стороны двора можно увидеть фрагменты кирпичной кладки, выполненной в виде арки.
ПРИШЛА ЭКЛЕКТИКА
Примерно два десятилетия спустя на смену Садовникову пришел архитектор Георг Гросс. Это были 60-е годы XIX века. Под влиянием модных тенденций, в том числе в архитектуре и градостроительстве, зодчий переделал облик ведомства в стиле эклектики и ушел от строгого классицизма.
«Основные изменения претерпевает вся северная часть, включая два северных корпуса и один восточный и павильоны, связывающие их. Стены корпусов, а также отметки кровли остаются примерно такими же. Однако прямоугольные вытянутые оконные проемы, сделанные архитектором Стасовым, закладываются, и остаются полукруглые окна, которые мы видим сегодня. Одно из главных изменений – перестройка интерьеров корпусов и фасадов павильонов, а также изменение цветового решения фасадов. С палево-желтого здание перекрашивают в кирпично-красный цвет без разделения на декоративные элементы», – продолжает рассказ главный архитектор проекта реставрации Конюшенного ведомства.
Благодаря Гроссу в северных корпусах появились аркады, а также декор в стиле эклектики на стенах, который дошел до наших дней в плачевном состоянии.

ТРИ ПОПАДАНИЯ
В том облике, который придал Конюшенному ведомству архитектор Гросс, оно пережило Великую Отечественную войну. Известно, что в памятник попало три снаряда: в один из дворовых флигелей-сараев, который как раз был разобран 15 лет назад, в северный корпус, где в результате удара обрушились три свода, и, предположительно, в церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, которая расположена в южном павильоне.
АВТОМОБИЛИ ВМЕСТО КОНЕЙ
До событий первой половины XX века Конюшенное ведомство использовали по прямому назначению – это были придворные конюшни, где ухаживали за лошадьми, кормили и поили их. После революции 1917 года в стенах памятника размещалась конная полиция. С появлением серийного производства автомобилей необходимость в конюшнях отпала, зато появилась потребность в гаражах.
«Так помещения Конюшенного ведомства начали приспосабливать под гаражи для автомобилей сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). В здании провели масштабные реставрационные работы. Что интересно, было принято решение вернуть ему облик, созданный Василием Стасовым – тогда перекрасили фасады, переделали павильоны, стараясь воссоздать планировку. Где-то специалистам удалось приблизиться к проекту, а где-то они совсем отошли от него», – говорит Юлия Богданова.

ЗДЕСЬ ЖИЛ МАННЕРГЕЙМ
Один из входов в южные корпуса ведет к парадной лестнице жилого дома. Здесь на втором этаже расположена бывшая квартира русского и финского государственного деятеля Карла Густава Маннергейма. В самом парадном сохранилась метлахская плитка, а также ступени, стены и частично дверные заполнения времен Георга Гросса. Пока неизвестны авторы интерьеров квартир.
«В дореволюционное время в южных корпусах находились квартиры служащих Конюшенного ведомства, а также часть мастерских. Впоследствии мастерские переехали, а жилую функцию за помещениями оставили», – добавляет специалист.
От просторной, светлой квартиры Маннергейма, окна которой выходили на Конюшенную площадь, сегодня почти ничего не осталось, но и эти помещения все же могут дать представление о том, насколько богато были украшены интерьеры квартиры.