В Эрмитаже открылась выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»

Главная выставка сезона «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря», которая открылась в Эрмитаже 28 июня, рассказывает о появлении дуэлей и их основных причинах.
Выставка в Эрмитаже – это взгляд на историю европейской цивилизации через дуэли, начиная с момента их появления и до наших дней.
Показать собственную доблесть стремились всегда. Эталонный поединок представлен еще в «Илиаде» Гомера. Об этом рассказывает первый раздел выставки, посвященный античным мономахиям (единоборствам).
Дуэльная лихорадка
«Один из самых хрестоматийных поединков – бой Ахилла с Гектором. После победы Ахилл забрал доспехи поверженного противника – так воины показывали свою победу», − рассказала младший научный сотрудник отдела античного мира София Темирбулатова.
В эпоху Ренессанса интерес к античной культуре вспыхнул вновь. Появляются рыцарские турниры и кодекс чести – представление о благородном единоборстве по определённым правилам.
Родиной дуэли считается Неаполитанское королевство, где после серии войн решали споры при помощи оружия. Дрались все – от студентов до титулованных особ. Дуэльная лихорадка так охватила Францию, что только за 20 лет правления Генриха IV погибло от 8 до 16 тысяч дворян. Власти под угрозой смертной казни боролись с дуэлями.
«Но в целом запреты не соблюдались, и дворяне продолжали драться из-за того, что их оскорбляли словами, делами, чем угодно. Мы это хорошо знаем по произведениям Александра Дюма», − уточнил старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Юрий Ефимов.

Из-за мороженого
В XVI веке появляются первые пистолеты, а затем и дуэльные гарнитуры как гарантия равенства возможностей участников поединка.
Поводы для дуэли были самые разные. К барьеру выходили из-за служебных конфликтов, национальных и политических разногласий, из-за прекрасных женщин и даже из-за порции мороженого. Так, весной 1823 года в Петербурге корнет Пусловский и штабс-капитан Гедеонов повздорили в кондитерской из-за креманки с мороженым, оплаченным первым, но поданным по ошибке второму. Старший брат оскорбленного Гедеонова вызвал кавалергарда и был убит.
Но большинство самых ожесточенных дуэлей связано с прекрасными дамами. Так, ревность и соперничество за обладание танцовщицей Авдотьей Истоминой («Блистательна, полувоздушна…» – писал о ней Пушкин в поэме «Евгений Онегин».) послужило причиной знаменитой «четвертной дуэли», в которой стрелялись штаб-ротмистр Шереметев и граф Завадский, Грибоедов и Якубович. Шереметев был убит, второй поединок отложили, позже он состоялся в Тифлисе. Грибоедов получил ранение в мизинец, позже по нему и опознали его обезображенное тело после резни в Тегеране.

Знаменитые дуэлянты
Отдельный раздел экспозиции посвящён дуэлям Пушкина и Лермонтова. Известно по меньшей мере о дюжине конфликтов Пушкина, четыре из которых закончились поединком.
На выставке впервые экспонируются документы о дуэльном гарнитуре фирмы Baucheron Pirmet, приобретённом Охотниковым. Их владелец был твёрдо уверен, что на этих пистолетах Пушкин стрелялся с Дантесом. Сегодня это оружие хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. А на выставке демонстрируется пара аналогичных пистолетов из собрания Артиллерийского музея.
До сих пор ходит легенда, что Лермонтов на своей первой дуэли с сыном французского посла де Баранта пользовался тем же оружием, что и Пушкин, но с этой версией согласны не все. В то же время связь между дуэлями Пушкина, Лермонтова все же есть. По словам ведущего научного сотрудника аппарата дирекции Эрмитажа Виктора Файбисовича, учил их фехтовать на шпагах один и тот же знаменитый педагог Александр Вальвиль. В поединке с де Барантом Лермонтов дрался так яростно, что сломал свою шпагу, и дуэлянты перешли на пистолеты. Де Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух.

Символ противостояния
Известна ещё одна дуэль русских поэтов – Николая Гумилёва и Максимилиана Волошина. По счастливой случайности она окончилась бескровно. Так же, как и последний поединок с участием русского дуэлянта. 30 марта 1958 года в Нормандии перед объективами многочисленных кинокамер со шпагами в руках встретились на фоне творческих разногласий два выдающихся деятеля балетной сцены – известный импресарио 73-летний маркиз Жорж де Куэвас и знаменитый хореограф Серж Лифарь, который был младше его почти на 20 лет. Через семь минут боя Куэвас оцарапал Лифарю предплечье. Дуэль была прекращена, соперники пожали друг другу руки. Этот поединок, которым завершается экспозиция, в прессе назвали «перформансом».
По словам генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, выставка демонстрирует богатство музейных собраний России и ее можно назвать энциклопедической. Он убежден, что такие выставки точно нужно делать сегодня.
«Дуэль – это парадигма, алгоритм, по которому можно описывать мировую историю и роль личности в ней. Но ещё дуэль − символ противостояния, когда отдельные люди берут на себя тяжесть и риск противостояния, чтобы прекратить гибель других», − подытожил он.
Выставку «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс до 2 ноября 2025 года.
