Яндекс.Метрика
  • Карина Галия

Татьяна Раншакова: «Мои экскурсии могут изменить жизнь или взгляды других людей»

Заведующая экскурсионно-методическим отделом Государственного литературного музея «XX век» рассказала «Петербургскому дневнику», как стала лучшим экскурсоводом России в Национальной музейной премии имени Дмитрия Лихачёва и о новой площадке музея
Фото: из личного архива Татьяны Раншаковой

– Расскажите о конкурсе, вы впервые участвовали в нем?

– Да, конкурс проводится второй год, он был организован Министерством культуры. Наш музей решил поучаствовать, мы подали заявку на сайте Национальной премии, где заполняется информация о соискателе: сколько экскурсий провел за текущий год, какие программы разработал помимо экскурсий, какая лекционная деятельность, заслуги в музейном деле, участие в форумах и детских программах. Плюс добавляются фотографии, отзывы, презентации и видеоролик, сопроводительные письма от директора и других организаций. Мы все заполнили за неделю, подали, и дальше, уже перед «Ночью музеев», 12 мая, пришел ответ, что выбрано 7 финалистов из 700 музеев, в том числе и я. На тот момент хоть и было радостно, но я так была занята организацией «Ночи музеев», что даже не смогла полноценно осознать произошедшее, и единственное, что я смогла сделать, – это купить билеты в Москву.

Награждение проходило в Малом драматическом театре, победителей объявляли именно на вручении 21 мая, поэтому мы ехали с неопределенностью, но я об этом не думала, я просто решила расслабиться и получать удовольствие от момента.

– Какие привилегии дает участие в конкурсе и непосредственно победа? Как отражается на дальнейшей работе?

– Я рассказываю о музее-квартире Зощенко, популяризирую литературное наследие. Мне кажется, что важно быть транслятором истории и культуры. Музей наш небольшой, но невероятно интересный, с богатой историей. Он расположен в восхитительном Писательском доме. Где ещё найти дом, где жили Шварц, Заболоцкий, Зощенко и Каверин? Всего здесь жили или творили 130 известных авторов, таких как Вячеслав Шишков, Николай Олейников, Вера Кетлинская, Ольга Форш. А поток гостей был и вовсе нескончаем – Шостакович, Хармс, Ахматова, Бродский. Список можно продолжать бесконечно.

Премия дает дополнительную ответственность, но, с другой стороны, это приятно, потому что это показатель, что ты идешь по правильному пути, развиваешься. В этом плане ощущается очень большое признание со стороны коллег, со стороны сообщества экскурсоводов. В будущем это может отразиться на еще какие-нибудь достижения и премии, но я об этом не думаю. Я просто продолжаю работать, проводить те же экскурсии, все, кто хочет, могут на них прийти и послушать, влюбиться в литературу так же, как я.

– Расскажите, почему вы выбрали профессию экскурсовода?

– Я выбирала не конкретно профессию экскурсовода, я выбирала работу в музейной сфере. Меня всегда привлекали музеи. Они казались мне удивительными сокровищницами, где хранятся главные богатства – не золото, а история. И эти сокровища доступны всем желающим. В детстве я ходила в музей и смотрела с восторгом на макеты кораблей, на древние статуи, любила программы про археологию. После окончания школы думала поступить на исторический факультет, но когда я приехала в Институт культуры и узнала о таком направлении, как музеология, то решила поступать туда. Выражаю большую благодарность всем преподавателям и Елене Николаевне Мастенице, которая сейчас является заведующей кафедрой. Это направление интересно тем, что дает возможность заниматься всем, чем хочешь. Для меня большим счастьем было осознавать, что я буду работать в доме, где жил Евгений Львович Шварц – мой любимый писатель ХХ века. Меня радовала разноплановость направления, в которое я могу пойти, и когда у меня открылась дорога в литературу, я была счастлива. Сейчас продолжаю идти по этому пути.

Я говорила на премии, что лучшая работа на свете для любознательных энтузиастов, как я, – это работа в музее. Мне нравится все: физика, химия, литература, нравится разбираться в видах оружия, в подводных лодках. Кажется, весь мир открыт тебе для познания, и ты эту любовь и интерес доносишь до посетителей. Другое дело, как ты это реализуешь. Ты можешь быть музейным педагогом, можешь быть экспозиционером, работая по направлению выставочной деятельности и создавая выставки, можешь быть экскурсоводом.

Я прошла большой путь в музее от младшего научного сотрудника до заведующей экскурсионно-методическим отделом. Со временем я поняла, что мне очень нравится работать с людьми, рассказывать, смотреть, как твои истории влияют на человека и меняют отношения с самим собой.

Современный музей – это место, где прошлое, воплощенное в артефактах, помогает переосмыслить настоящее. Например, Зощенко прошел через те же бытовые трудности, что и мы, и его тексты – ключ к ответам, спрятанным в суете повседневности. В музей можно прийти, задуматься, поговорить, пообщаться с экскурсоводом и другими посетителями.

Мне важно, чтобы посетители выходили из музея с какой-то эмоцией, а не просто чтобы запомнили даты и какую-то информацию, которую можно добыть в Интернете. Я стараюсь выстраивать диалог с посетителями так, чтобы мы сообща разбирались, как складывалась судьба Зощенко, что принесло ему славу, а что стало причиной гонений. Когда Зощенко открывается им как личность, со своими трудностями и победами – это уже не просто познавательный факт. Именно благодаря такому личностному знакомству многие читатели открывают для себя глубокий интерес к литературе.

У меня была запоминающаяся история. В музей пришла семейная пара, и я им просто рассказывала о Зощенко, каким он был человеком, какие сложности переживал, как с ними боролся. В конце экскурсии мужчина восхищенно заметил, что не представлял Зощенко таким – честным, прямолинейным, принципиальным – и теперь непременно прочтет его книги. А его жена потом подошла и трогательно поблагодарила меня: она давно любит Зощенко, много его читает, но все уговоры мужа взяться за книги были тщетны. Я поняла, что за счёт экскурсии их семейные отношения могут прийти на какой-то другой уровень. Это очень приятно, когда твой обычный рассказ меняет качественно жизнь человека и его представление о мире.


Фото: из личного архива Татьяны Раншаковой

– Расскажите, какие экскурсии вы проводите и по какой тематике?

– Я веду практически весь ассортимент тех экскурсий, которые проходят в музее-квартире Зощенко. Это обзорные и пешеходные экскурсии, литературные вечера, творческие мастер-классы, лекции, специальные программы для слепых и слабовидящих, инклюзивные проекты, провожу выездные занятия в школах и детских садах. Все это посвящено литературе и разным писателям. Мы рассказываем о Зощенко, но у нас была и экскурсия «Ловцы слов», а также программы, посвященные литературе первой трети ХХ века.

С запуском второй площадки появятся медиации. Например, у нас есть выставка «Читаем носом», где представлены 30 ароматов-ассоциаций по произведениям ХХ века. На занятии к выставке мы выбираем ароматы и через них приходим и к сюжету, и к биографии автора, получается интересная диалоговая форма. На месте, куда мы переедем, будет больше пространства, там хорошая вентиляция, и мы сможем опять вернуться к такой медиации.

Даже если водишь экскурсию обзорную 9 лет, то ни в коем случае нельзя останавливаться в исследованиях, в изучениях, в чтении, потому что это верная дорога к выгоранию и к потере интереса к теме. У нас каждый год проходит научная конференция «Литература одного дома», она посвящена писателям ХХ века в целом, но с акцентом на авторов Писательского дома и Зощенко. У нас много исследователей, историков и филологов, которые помогают по-новому взглянуть на темы, о которых ты говоришь.

Для меня секрет хорошей экскурсии – это всегда быть заинтересованным в том, о чем говоришь. Прежде всего быть искренним и говорить только то, во что веришь сам. Если считаешь писателя величайшим, то ты имеешь право это сказать. Если тебе искренне интересна твоя тема, это заинтересует и слушателя. Конференции, лекции, экскурсионная работа – все это помогло мне сделать шаг назад от отдельных персоналий и взглянуть на литературу комплексно.

– Где будет новая площадка и какие выставки там будут проходить?

– Рядом с Ледовым дворцом на проспекте Пятилеток откроется новая площадка, где будут представлены две выставки. Первая – воссоздание известной экспозиции «Ловцы слов», посвященной литературе первой трети XX века. На ней мы расскажем, как осуществлялся переход в литературе от Серебряного века к советской эпохе: что изменилось, как трансформировался писательский стиль и какие языковые эксперименты возникали на стыке эпох. Вторая выставка – совершенно новая, посвященная фантастике. Здесь мы поговорим о том, как фантасты создавали свои миры и как часто предвосхищали научные открытия.

– Как расширяются фонды «Литературного музея XX века»?

– Музей-квартира Зощенко открылся в 1992 году в доме, где жили ещё 130 писателей. Со временем потомки литераторов начали передавать в дар различные предметы, например из архива Заболоцкого или личные вещи Шварца. Такие предметы нельзя не взять, потому что это наше общее национальное наследие, как и литература. Но когда меняются принципы комплектования фондов музея, то есть мы начинаем собирать предметы не только Зощенко, но и других авторов, то меняется миссия музея и название. Сейчас у нас в фондах очень много мемориальных предметов разных писателей ХХ века. Чтобы все великолепие показать, нужна площадка. Надеемся, что мемориальные кабинеты нам когда-нибудь получится представить публике.

Пока наш отдел рассказывает обо всем этом наследии через городские фестивали и акции. Музей участвует в более 26 мероприятиях в этом году, начиная от фестиваля детских музейных программ «Детские дни», который традиционно проходит осенью, заканчивая «Ночью музеев» и VK-fest.

– Что вам больше всего нравится в вашей работе?

– Мне нравится разноплановость моей работы. Например, сегодня я веду обзорную экскурсию о Зощенко, завтра рассказываю про Шварца, потом пешеходная экскурсия по Малой Конюшенной улице или разработка детской программы и настольной игры, а послезавтра мы в нее уже играем в Летнем саду, затем мы едем на фестиваль. Такая смена деятельности просто не позволяет интересу исчезнуть. И конечно, огромный плюс – возможность командной работы над большими проектами.

В экскурсионной работе меня вдохновляет то, что мои экскурсии могут изменить жизнь или взгляды других людей. Это и есть моя главная мотивация. Есть такая метафора, что музей – это мост между прошлым и будущим, и быть человеком-проводником на этом мосту очень почетно. Также можно сказать, что музей – это не архив, а некое зеркало, в котором современный человек может увидеть свое отражение, свои истории, чувства и эмоции и все переосмыслить. Эта работа кажется мне такой же важной, как и работа преподавателя. Такой специалист дарит людям интерес к культуре, к самим себе и к своей истории.