Роман Ромашов: «Преподавательский труд – самая большая радость»

– Роман Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, особенность Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП)?
– В первую очередь в том, что он вобрал лучшие традиции отечественного образования. И в то же время инновационен. В СПбГУП не боятся внедрять новые образовательные программы, в реальности очень много заботятся о студентах. Например, мы первые открыли факультет конфликтологии – уникальный и единственный в мире, созданный при поддержке Владимира Путина в 2008 году.
Прекрасная традиция – привлекать к педагогическому процессу виднейших теоретиков и практиков, знакомить студентов не только с выдающимися профессорами, но и с государственными, культурными деятелями. Кроме того, университет заслуженно гордится своими почетными докторами, которых знает вся страна. Такие имена, как Даниил Гранин, Андрей Петров, Жорес Алферов, Михаил Бобров, Борис Эйфман, о многом говорят.
– Какие экспериментальные механизмы удалось применить в преподавательской деятельности?
– Есть такое понятие – академическая свобода, и она на высочайшем уровне установлена в СПбГУП. Я юрист, поэтому для нас вообще единственным ограничением является Конституция Российской Федерации. Тем не менее здесь у нас нет почти никаких запретов в методах преподавания – я провожу со студентами деловые игры, применяю комплексные методы оценки. При этом мы учим не просто специалистов, а еще и патриотов своей страны, культурных, образованных людей, петербургскую интеллигенцию. Образование – это воспитание и обучение. Мы придерживаемся компетентностного подхода – студентам даем теоретические знания, умения и навыки, которые им позволят в дальнейшем решать проблемы в рамках профессии. Но вместе с тем все мы граждане России и хотим видеть ее великой, свободной, демократической, процветающей и связывать свою жизнь, жизнь наших детей и внуков именно с Россией.
– Какое самое серьезное изменение в педагогическом подходе произошло за время лично вашей работы? И какой совет можете дать молодым преподавателям?
– Ничего радикального в подходе не изменилось, просто стал мудрее, наверное. В университет я пришел уже состоявшимся ученым, поэтому здесь получал опыт, укреплялся в верности ценностей – добра, свободы и ответственности. С возрастом такие вещи не меняются, они наполняются новым, более глубоким содержанием.
А молодым преподавателям могу посоветовать только одно – работать с удовольствием. Для меня преподавательский труд – самая большая радость, за которую я еще и получаю деньги. Самое важное – наслаждаться своей работой, тогда от этого выигрывают все.