Андрей Хлутков: «В многополярном мире побеждает тот, кто четко осознает свою идентичность и цели»

– Андрей Драгомирович, IX Международный Невский форум стартует уже сегодня. В чем его ключевая особенность в этом году?
– Ключевая особенность IX Невского форума – объединение гуманитарного и управленческого подходов к теме «Россия в многополярном мире». Помимо экономики, международных отношений и цифровой трансформации, центральным станет вопрос о роли человека: воспитании, идентичности, судьбе поколений. Форум сознательно поднимает острые темы, определяющие будущее России: суверенную экономику, новую архитектуру международных отношений, применение ИИ в госуправлении. В текущих условиях он служит площадкой для стратегического диалога власти, экспертов и молодежи. Особое внимание уделено образованию как фундаменту технологического суверенитета, экономической мощи и безопасности страны. Для технологического лидерства критически важны специалисты как гуманитарного, так и инженерного профиля с фундаментальными знаниями и широким кругозором, способные к комплексному решению задач.
– Китай называют страной инженеров. Можно ли сравнивать нашу образовательную систему при подготовке инженерных профессий с Китаем?
– Сравнение уместно с учетом истории. После Второй мировой войны СССР, имея разрушенную экономику, совершил прорыв: восстановил страну и вышел в космос за 16 лет. Секретный доклад Конгресса США признал силу советской системы образования. Китаю мы передавали технологии и образовательные методики, заложив основу его нынешней системы. Сегодня нам проще взаимодействовать с Китаем и Индией благодаря общему научному языку и профессорскому составу, подготовленному по советским стандартам. Россия сохраняет традиции, хотя в 90-е система была ослаблена.
– Форум предполагает участие экспертов из разных стран. Какие темы в повестке вызывают наибольший интерес у зарубежных партнеров? И с какими странами у Президентской академии в Санкт-Петербурге сегодня наиболее тесное сотрудничество?
– Ожидается 80 иностранных участников из 18 стран. Наибольший интерес вызывают геополитика, становление полицентричного мира, ИИ в управлении, социальное благополучие, Арктика и III Конференция по интернационализации образования.
В настоящий момент академия имеет 41 соглашение о сотрудничестве с 17 странами. За последний год 68 студентов из партнерских стран (Бразилия, Китай, Сербия и другие) прошли обучение у нас, 84 наших студента стажировались за рубежом. На форуме также выступят преподаватели и студенты, участвовавшие в обменах.
– В текущих условиях почему к нам тянутся зарубежные партнеры в части образовательной системы?
– Думаю, интерес связан с сохранением лучших традиций советской системы, обогащенных позитивным опытом современных подходов (гибкость, междисциплинарность). Сейчас мы возвращаемся к классической модели: единый трек обучения по специальности от бакалавриата к аспирантуре (как в медицине), сохраняя многоуровневость. Зарубежных партнеров привлекает сочетание фундаментальной подготовки с практико-ориентированностью, позволяющее выпускникам сразу работать. Ключевые элементы: вовлечение работодателей в обучение и регулярные стажировки преподавателей в профессиональной среде.
– Академия готовит специалистов, которые впоследствии занимают руководящие позиции в правительстве города, страны. На что делается акцент в образовании?
– Да, мы и правда готовим специалистов для сферы управления, но не гарантируем высокие посты. Чтобы стать губернатором или главой района, нужны и большой опыт, и результаты. Выпускники идут разными путями: одни реализуют крупные проекты, другие работают в муниципалитетах. Управление на любом уровне требует знаний, энергии и умения принимать решения. Мы даем базис, но успех зависит от личных качеств и накопленного опыта. Управление подобно дирижированию оркестром: нужно объединить разных людей для достижения результата.
– Какие вызовы и возможности многополярности вы видите для системы образования, особенно в контексте подготовки госслужащих и управленцев?
– Многополярность требует от образования гибкости, стратегического мышления, умения работать с неопределенностью. Мы интегрируем исторический опыт и современные вызовы. Специалистов в области управления больше нельзя готовить по шаблону, нужно учить анализировать сложные ситуации, учитывая культурные различия и мировоззренческие позиции. И здесь важна не только академическая база, но и внутренняя опора – мировоззренческая, этическая, профессиональная. Мы формируем таких людей – гибких, но не податливых. Умеющих вести диалог, но не терять позицию. Это и есть образование под задачу многополярного мира.
– Как вы объясняете студентам, что означает «многополярный мир», на практике? Какие новые управленческие навыки становятся актуальными в этих условиях?
– Это реальность без единого центра силы. Мир стал менее предсказуем, решения часто нужно принимать при минимальной информации. В таких условиях особенно востребованы навыки ситуационного анализа, межкультурной коммуникации, проектного мышления и адаптивного лидерства.
– Правильность принимаемых решений в условиях неопределенности зависит от качества анализа или интуиции управленца?
– И от того, и от другого. Интуиция – это опыт, закрепленный на подсознательном уровне. Мы учим студентов понимать процессы, видеть альтернативы, мыслить на опережение и, подчеркну еще раз, формируем мировоззрение. В многополярном мире побеждает не тот, кто лучше подстраивается, а тот, кто чётко знает, кто он, за что он отвечает, какие смыслы несёт за собой и куда движется вместе со своей страной.
– Вы сами выступаете модератором секции «Новые стратегические направления территориального развития Северо‑Запада России до 2035 года». Какие риски и перспективы вы видите для региона и какое место в этой стратегии отведено петербургскому кампусу Президентской академии?
– Обновление стратегии вызвано геополитическими изменениями, СВО, санкциями и перестройкой логистики. Северо-Запад, граничащий со странами НАТО, требует особого внимания. Академия участвует в разработке документов пространственного планирования, проводит исследования, стратегические сессии в городах региона и дает рекомендации. Мы поддерживаем органы власти и бизнес методологически.
– В повестке форума прослеживается трек, связанный с внедрением современных технологий. Какова роль государства в этом? ИИ – возможности или риски для публичного управления?
– Прогресс неизбежен. Как и любые нововведения, имеющие столь широкое влияние на человечество, вопрос внедрения ИИ должен находиться под чутким влиянием государственного контроля, особенно в госуправлении. Важно сформировать понимание: ИИ – инструмент, а не абсолютная истина. Он предлагает эффективные, но не всегда этичные решения. В 2025 году при участии Сбера мы запускаем магистерскую программу по цифровой трансформации в публичном управлении. Необходима четкая этическая рамка для использования ИИ в работе с гражданами, иначе здесь можем столкнуться с определенной этикой поведения и обижаться будут не на машину, а на государство и власть – ибо начнутся пересуды о бездушных людях, которые не хотят ни вникнуть, ни послушать.
– Получается, в управлении важна душа? А что для вас душа?
– Душа – это человечность: сострадание, готовность помочь, справедливость. В России живут замечательные, образованные и – как мы часто говорим – душевные люди. Душа и справедливость – это то, без чего Россия не может. В нашей стране законное решение не воспринимается как легитимное, если оно несправедливо. И управленец с душой учитывает это. Безразличие чуждо русскому характеру, а безразличный чиновник – плохой чиновник.
– Вы фокусируетесь на подготовке специалистов с «уникальными комплексными компетенциями». Как трансформировались учебные программы?
– Мы пересмотрели программы, особенно по внешней политике и стратегическим коммуникациям. Акцент – на междисциплинарности (право, экономика, социокультурные аспекты). Пример: с 2025 года запускаем магистерскую программу «Международные отношения в Евразийском регионе», в рамках которой студентам предстоит анализировать сценарии развития мировой экономики и политики, рассматривать кейсы из практики BRICS+. Эти акценты полностью соответствуют текущим геополитическим приоритетам России.
– Изменилась ли стратегия развития Президентской академии в Санкт-Петербурге за последние годы? Какие приоритеты вы определили для себя как директор?
– Стратегия академии актуализируется ежегодно. Неизменным остается скрепляющее звено – качество, которое должно оставаться на высочайшем уровне. Основные приоритеты: развитие проектного и практико-ориентированного образования, подготовка управленцев нового типа с акцентом на устойчивость, этику и эффективность. Усиливаем научно-экспертную работу, интегрируем цифровые решения, разрабатываем программы MBA. Участвуем в крупных федеральных инициативах – таких, как «Время героев» и их региональных аналогах. Ключевая цель – создание экосистемы непрерывного образования для лидеров многополярного мира.
– Как в архитектуру форума интегрирована молодежная повестка? Что дает студентам участие?
– Совместная работа над решениями – ключевая ценность форума. Для нас наука – важнейшая часть образовательного процесса. Невский форум – венец большого количества научных мероприятий, которых в течение года в нашем вузе проходит больше сотни. Специально выносим Невский форум за рамки ПМЭФ: так у нас есть возможность проанализировать результаты и мысли, прозвучавшие на экономическом форуме, чтобы успеть адаптировать полученную информацию к 1 сентября и использовать в своей деятельности при подготовке конкурентоспособных кадров для российской экономики.