Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Роман Насонов: «Красота, тонкость и необычайное человеколюбие»

Доцент Московской консерватории рассказал, почему старинная классическая музыка сегодня популярна
Фото: mosconsv.ru

В субботу, 28 июня, в Малом зале Филармонии стартует фестиваль «Барокко в белую ночь» (6+). Его ведущий, доцент Московской консерватории Роман Насонов рассказал, почему старинная классическая музыка сегодня популярна.

– Роман, расскажите подробнее о фестивале, ведь такое событие проводится впервые.

– Идея фестиваля возникла после того, как год назад в этом же зале с большим успехом прошли концерты старинной музыки. Это показало, что интерес к ней, к аутентичной манере ее исполнения и, конечно, к молодым артистам, которые смогли завоевать сердца публики, велик.

Старинная музыка очень разная. Это произведения Баха и Вивальди, других выдающихся композиторов позднего барокко и тех авторов, чьих имен мы, может быть, даже не знаем, но чья музыка была необычайно популярна в XIV-XVII веках. На фестивале академические программы будут соседствовать с более легкими, где популярные мелодии далеких эпох в аранжировках для различных инструментальных составов прозвучат, сопровождая барочные танцы.

И, конечно, Малый зал Филармонии в доме Энгельгардта с его интереснейшей историей подходит для старинной музыки как нельзя лучше. Здесь она чувствует себя очень естественно, в чем мы могли убедиться еще год назад.

– А в чем особенность этой музыки? Почему сегодня все чаще вспоминают об эпохе барокко?

– Такая музыка более человечна, чем та, что написана в позднейшие времена. Она для души, и сегодня многие люди находят в ней спасение от напряженного ритма жизни в мегаполисе, от нашего большого агрессивного мира. У этой музыки очень живые и естественные ритмы, при которых человек чувствует себя абсолютно комфортно. Она экологична и в каком-то смысле человеколюбива.

Она хороша для домашнего музицирования. Когда музыкант занимается на старинных инструментах, даже его соседи чувствуют себя комфортно, в отличие от тех нередко поистине несчастных людей, у кого за стеной живут и ежедневно по многу часов занимаются исполнители на современных оркестровых инструментах.

Слушая старинную музыку, мы успокаиваемся, получаем какую-то удивительную релаксацию. Просто слушать эту музыку уже полезно для здоровья. Поэтому сегодня она любима многими.

Эти произведения требуют тонкого исполнительского мастерства и особых инструментов. Как решается этот вопрос?

– В старинной музыке много оттенков, которые должны передавать исполнители. Здесь на первом месте стоит не виртуозность, не выносливость, хотя она тоже потребуется, а прежде всего необычайная тонкость слышания, тонкость интонации и подачи этой очень натуральной музыки, которая сближает людей с природой.

Конечно, своим красивым звучанием она во многом обязана старинным инструментам.

Уже на первом фестивальном концерте прозвучат сонаты Баха для виолы да гамба и облигатного клавесина.

Поначалу может показаться, что виола да гамба напоминает виолончель. На самом деле у нее другая форма корпуса, другое количество струн и совершенно другой тембр – тонкий и нежный. При внешнем сходстве с виолончелью она требует от артиста совершенно иной манеры игры. И для тех, кто ценит в музыке, если угодно, деликатесность, слушать этот инструмент – настоящее счастье.

Или, например, клавесин. Когда-то считалось, что у него слишком сухой звук. Но современные инструменты благодаря искусству мастеров, которые сегодня воссоздают их по старинным образцам, раскрыли всю глубину и богатство звучания, способного наполнять звуком большие пространства.

Исполнители старинной музыки очень бережно относятся к своим инструментам, коллекционируют их. Если современному скрипачу или пианисту достаточно иметь один хороший инструмент, то исполнитель старинной музыки всякий раз специально выбирает из множества исторических моделей ту, что подходит к определенной пьесе, и поэтому звучание произведений индивидуализированно. Это тоже одно из проявлений той утонченности, которая отличает сегодняшнюю музыкальную практику в так называемой аутентичной манере.

Как специалист в области старинной музыки, вы станете ведущим фестиваля. О чем будете рассказывать публике?

– Для того чтобы оценить все те замечательные свойства старинной музыки, о которых я говорю, конечно, требуется слово, требуется просветительство. Причем просветительство не «вообще», оторванное от звучания музыки, а такое, которое будет эту музыку сопровождать, – чтобы человек, пришедший на концерт, направил свой слух на те зачастую самые интересные и важные моменты исполнения, которые с непривычки и по незнанию каких-то тонкостей он может нечаянно пропустить.

Хочу также обратить внимание, что всем концертам предшествуют творческие встречи с музыкантами – много знающими и тонко чувствующими. Они долго учились играть на старинных инструментах, для овладения которыми требуется не только большой талант, но и огромный труд. И очень хочется, чтобы голос музыкантов был услышан публикой, чтобы они могли раскрыться как личности.

– Можете привести пример?

– В двух программах выступит барочный камерный оркестр Rosarium, который в числе прочего исполнит Концерт Телемана с солирующей траверс-флейтой. Этот инструмент был в XVIII веке необычайно популярен. Например, Фридрих Великий, знаменитый прусский король, каждый день играл на флейте, уделяя этому занятию гораздо больше времени, чем государственным делам. Он был настоящим фанатом траверс-флейты. И это не единичный случай.

Многие вершители судеб эпохи барокко играли на музыкальных инструментах и готовы были их постоянно слушать. Они любили искусство и вкладывали в него огромные деньги. Лучших музыкантов собирали по всему миру, те становились кумирами публики и знаковыми фигурами своей эпохи. Люди стремились к прекрасному. И если мы сегодня будем хотя бы немножко на них похожи, то, может быть, и наша жизнь станет лучше, и к лучшему изменится наш мир.

– Вы так вдохновенно говорите. Откуда у вас такая любовь к старинной музыке?

– Наверное, это заложено от природы. Я всегда любил музыку – Чайковского, Бетховена, Шостаковича. Но мне как будто чего-то не хватало, даже возникали некоторые сомнения: вот я ею занимаюсь, но чувствую, что эта музыка немножко не моя.

И когда у нас в начале 90-х годов появилась возможность слушать старинную музыку, когда мы познакомились с творчеством западных исполнителей, которые играют в аутентичной манере, появились первые видеозаписи, это стало для меня откровением. Я вдруг понял, что это мое, природное, родное, на что откликается моя душа.

Разумеется, я слушаю и много другой музыки. Но старинная музыка для меня как родина, которая всегда будет со мной.

Конечно, про эпоху барокко можно прочитать книги или послушать лекцию. А можно просто прийти на наш фестиваль с открытой душой и почувствовать, что ты живешь музыкой, в которой есть красота, тонкость, доверительность и необычайное человеколюбие.

Наша идея как раз и состоит в том, чтобы подарить эту музыку всем, кто придет в Малый зал Филармонии на фестиваль «Барокко в белую ночь».