Юлиана Никитина: «Ребенок должен чувствовать, что все вокруг хотят ему помочь»

В прошлом году 413 преступлений в Петербурге совершили дети. Как в городе работают с оступившимися ребятами? Об этом рассказала исполнительный директор Центра святителя Василия Великого Юлиана Никитина. В 2025 году благотворительная организация отмечает 21-летие.
– Юлиана Владимировна, какие дети оказываются в Центре святителя Василия Великого? Что они совершили?
– Обычно это преступления средней степени тяжести – воровство и хранение запрещенных веществ и так далее. Сейчас у нас в этом плане повысилась планка гуманизма – не заводят уголовные дела, стараются таким детям не портить будущее, а дать шанс. Но многие из них, к сожалению, воспринимают это как безнаказанность и совершают второе и третье преступление.
На фазе следствия инспекторы по делам несовершеннолетних стараются запустить у них процесс осмысления содеянного и четкого понимания дальнейших последствий. Эффективнее всего это происходит в правильных условиях, которые удалось создать в том числе и нам.
Как все происходит? Инспектор звонит нам, рассказывает, что есть такой молодой человек, который нуждается в длительной реабилитации с обязательным проживанием. Ребята приезжают вместе с родителями, показываем им центр, договариваемся, начинаем совместно решать проблемы.
– Из каких социальных групп эти дети?
– Из абсолютно разных. Многие из них в обычной жизни вообще не пересекаются.
Да и сами дети внутри себя очень отличаются. Кто-то называет себя нацистом, кто-то – сатанистом. Конечно, они особо не задумываются о значении этих терминов, но принадлежать к какой-то группе в этом возрасте – это, конечно, для них круто. А объединяет их некое укоренение в повсеместном зле, а также то, что они никого не любят, особенно себя. Часто это отсутствие эмпатии на грани с социопатией.
– Как проходит реабилитация?
– Программа состоит из четырех этапов. На первом – карантин: ограничены контакты с внешним миром, ребенок проходит диагностику и обязательно участвует в мероприятиях. Речь идет о занятиях в творческих мастерских, посещении театров, подростковых клубов, спортивных секций, а также о групповых и индивидуальных занятиях с психологом.
На втором этапе ребенок без сопровождающего ходит в школу. На третьем может уже сам выбирать мероприятия, общаться с семьей без сопровождения. И четвертый этап – это возвращение домой и последующее наблюдение.
– Какие примеры помощи вдохновляют больше всего?
– За 21 год многим удалось помочь. Вот один парень у нас недавно занял первое место на конкурсе поэтических декламаторов, готовится к поступлению в театральный вуз. А к нам попал с достаточно тяжелой историей, наркотиками и разбоем. Но у нас в центре показал себя как большой молодец.
Еще один в школу не ходил, по ночам проводил время с уголовниками, употреблял наркотики. Тоже удалось помочь.
– Какие у вас самые реалистичные и самые смелые цели?
– Очень хотели открыть центр для ребят, имеющих более серьезные проблемы с наркотиками, глубоко зависимых. Несколько лет назад даже нашли уже помещение, но, к сожалению, не смогли найти денег на ремонт. Также есть, конечно, большая потребность в отдельном таком центре для девочек, с ними тоже много специфической работы.
Два года назад по нашему примеру были открыты центры в Первоуральске Свердловской области и городе Гусев в Калининградской. Вообще нас активно приглашают в другие регионы, просят поделиться опытом, приезжала даже делегация из Минска с инициативой открыть такой центр в Белоруссии.
Еще у нас в центре, на третьем этаже, мы строим домовой храм в честь Соловецких святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Для нас это очень важное дело, с большим трепетом к нему относимся.
– Какой совет можете дать родителям, чей ребенок попал в сложную ситуацию?
– Главное для начала – отбросить стыд, который остро возникает у очень многих родителей. Мол, я не справился со своими обязанностями. Многие начинают активно ситуацию прятать, камуфлировать, «замазывать» – и дети это чувствуют и либо еще сильнее отдаляются, либо начинают этим стыдом пользоваться, манипулировать. Этого нельзя допускать, нужно сразу открыто, для всех обозначать проблему и идти к специалистам.
Специалисты должны тоже открыто сказать родителям: вы утратили рычаги воздействия на ребенка.
Необходимо использовать все механизмы, все ресурсы, в том числе прибегнуть к помощи инспектора по делам несовершеннолетних.
Повторюсь: важно не бояться говорить об этом публично, вести себя последовательно. Не следует допускать неоднозначного отношения к ребенку – сегодня люблю, а завтра «придушу». Он должен чувствовать, что ему все вокруг хотят помочь, тогда и у него получится помочь самому себе.