Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«Шаг к зеленой экономике»: на Волхонке построят завод по переработке пластиковых бутылок

Объем инвестиций в реализацию проекта составит 1,7 миллиарда рублей
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В Петербурге построят новый завод для утилизации пластиковой бутылочной тары. Соответствующее соглашение было подписано в четверг на Петербургском международном экономическом форуме. Договор подписали Российский экологический оператор, правительство Санкт-Петербурга и ООО «Неваспецпласт».

Как молотить пластик

Как ожидается, завод на Волхонском шоссе будет перерабатывать бутылочный полиэтилентерефталат (ПЭТ) в так называемый флекс – пластиковые хлопья, которые затем можно будет переплавить во что угодно: от пищевой пластмассы до труб или плитки. Главное, что Петербург сделает еще один шаг в сторону зеленой экономики, в которой так приветствуются производства замкнутого цикла, а объем мусора, хоронящегося на полигонах, стремится к нулю.

Вообще-то предприятия по переработке пластика в Петербурге уже есть, но, как отметил генеральный директор ООО «Неваспецпласт» Илья Пучковский, новый завод по своей мощности затмит все предыдущие. Возможность переработки пластика там, где его в основном и потребляют, означает существенную экономию на логистике. А это означает, что цена на бутылки расти не будет. Кстати, завод совсем не против принимать сырье из других регионов.

Как будет работать завод, рассказал Андрей Алимпиев, главный технолог Института проектирования экологии и гигиены.

«Все этапы переработки пластиковой тары одинаково важны, – говорит технолог. – Например, приемка сырья. Плохо, если бутылка содержит в себе остатки продукта. Приемщик покупает это сырье вместе с жидкостью, которая дает лишний вес. Сама-то бутылка из ПЭТ весит 30 граммов, а вместе с недопитой колой может и 200 грамм. Но еще хуже – металлические примеси, если потребитель использовал емкость для хранения, например, гвоздей, а потом так и выбросил. Или если это тара из-под химии, уайт-спирит или растворитель, это тоже добавит проблем».

По мнению эксперта, идеальная бутылка должна быть чистой, закрытой и спрессованной.

Затем тару сортируют по цвету, измельчают до флекса: хлопья размером в 8-12 сантиметров моют, сортируют на флотационных ваннах, сушат. На большинстве перерабатывающих заводов этот флекс и есть конечный продукт: его потом приобретают производители бутылок, одежды, матрасов, плитки и др. Но можно построить завод, где готовым продуктом будет как раз бутылка. Так уже сделали в Омске на предприятии «Мега-Пласт Иртыш».

Завод на Волхонке даст городу 100 рабочих мест, а инвестиции в проект составят 1,7 миллиарда рублей.

Зеленые стандарты

Экологи говорят, что в идеальной ситуации было бы неплохо наладить переплавку всей без исключения пластиковой тары, а не только бутылок из-под воды и лимонада. Это и стаканчики для сметаны с крышками, и коробочки от йогуртов, и даже пленка, в которую заворачивают нарезанную колбасу. Бутылки и алюминиевые банки хороши тем, что их не надо долго мыть, а еще они легко распознаются, в том числе – нейросетями. Об этом рассказала руководитель движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская. Есть, правда, одна проблема – отсутствие стандартизации. С одной стороны, чем меньше стандартов, тем здоровее конкуренция и дешевле конечный продукт, а с другой – те же крышки от сметанных стаканчиков до сих пор делают из четырех разных материалов: полистирола, полипропилена и др. Одни при определенной температуре плавятся, другие – уже сгорают. А закрыть волевым решением завод, на котором делают крышки из «неудобного» состава – значит, наступить на горло чьему-то бизнесу, оставить без работы людей, резюмировала Татьяна Нагорская.

«Невский экологический оператор» разъяснил вопрос со стандартизацией.

«За последние годы очень изменился морфологический состав «мусорной корзины» петербуржцев, – говорит пресс-секретарь Евгения Апанасова. – Стало больше неперерабатываемой упаковки, состоящей из разных материалов. Это связано с тем, что до 2022 года упаковка для бытовой химии, например, бутылки для моющих средств, в основном делалась из мономатериалов, того же ПЭТ. Эти материалы легко сортировались, перерабатывались и возвращались в производство. После ухода крупных международных компаний рынок заполнили локальные и азиатские бренды, использующие дой-паки – многослойные пакеты из пластика, фольги и клея. Их сложная структура делает переработку практически невозможной: все в итоге отправляется на захоронение. Эта проблема не уникальна для России. В Европе, в 2010-е годы, рост популярности одноразовых кофейных стаканчиков привёл к увеличению доли композитных отходов, требующих дорогостоящих технологий переработки. В США бум электронной коммерции нарастил объёмы картонной и пластиковой упаковки. Словом, состав отходов – общий вызов, требующий координации».

Легкая бутылка

«Петербургский дневник» поинтересовался, почему бутылки нельзя использовать повторно: если не пластиковые, то хотя бы стеклянные. Неужели гигиенические требования так ужесточились за последние 30 лет? Оказалось, во всем виновата транспортная логистика.

«Сейчас повторному заполнению подлежат только стеклянные банки, – говорит Нагорская. – Их используют для консервирования на длительный срок, а значит – стерилизуют. Поэтому и сами банки делают из такого прочного стекла, что их не повредит даже автоклав, где не только высокая температура, но и особое давление. А стеклянные бутылки сейчас делают легкими. Попробуйте где-нибудь на даче найти бутылку советского образца и сравнить ее с современной. Сразу заметите разницу. Чем легче тара, тем дешевле ее возить, поэтому стекольные заводы пошли навстречу логистам и стараются делать бутылки из облегченного стекла. Которое в автоклаве, разумеется, лопнет. Хотя вот в Бразилии делают толстые пластиковые бутылки, которые выдерживают термообработку и потом используются повторно без всякой переплавки».

В Европе старую тару – бутылки и банки – сдают в специальные фандоматы, получая за каждый предмет порядка 1 евро. У нас нечто подобное тоже есть – но живые деньги не выдаются, только бонусные баллы, которые потом можно использовать в каких-то партнерских программах. Потребителю это особо не интересно.