Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова готова к открытию

Здание получило разрешение на ввод в эксплуатацию, учебное заведение примет студентов уже 1 сентября
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Уникальный объект

«Общий срок всех работ составил 3,5 года. Объект абсолютно уникальный, сложный, поэтому на протяжении строительства возникали некоторые трудности. Напомню, с 2018 по 2020 год здание стояло вообще без отопления и, по сути, было в аварийном состоянии. Но в 2021 году уже было выполнено усиление фундаментов, а также начаты работы над фасадами», – рассказал Денис Анненков, руководитель обособленного подразделения публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства».

Он подчеркнул, что все строительство и реставрацию сопровождал Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, поскольку здание является одним из крупнейших в России объектов культурного наследия. Укладка каждого квадратного метра электросетей проводилась под соответствующим наблюдением.

«На пике работ было задействовано порядка 2000 специалистов – реставраторов и инженеров. Они в том числе смогли оснастить здание новейшим музыкальным оборудованием, что позволяет вести уникальный процесс обучения студентов консерватории и устраивать неповторимые концерты», – рассказал Денис Анненков.

По его словам, ценнейшими частями объекта являются Домовая церковь и зал Рубинштейна. Их удалось с максимальной чуткостью воссоздать и сохранить, а зал – оснастить новейшими акустическими технологиями, сценическим и осветительным оборудованием.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Технологический оазис

«Во многом как раз зал имени Антона Григорьевича Рубинштейна и сделал консерваторию знаменитой в начале XX века. Но на его долю, к сожалению, выпало очень много испытаний: после Революции 1917 года он был перестроен в кинотеатр и потерял большую часть акустики, во время Великой Отечественной войны в него попало очень много снарядов, а уникальные итальянские интерьеры были почти полностью уничтожены во время капитального ремонта в 1960-е годы», – рассказал главный инженер компании «ДОКА Центр» Алексей Самохин.

Он подчеркнул, что над реставрацией и строительством зала работали лучшие проектировщики, инженеры – акустики, технологи сцены, звука и света. В ходе работ форма зала была изменена с прямоугольной на подковообразную, а также сделан специальный потолок из гипса толщиной 5 сантиметров, который дает залу дополнительные акустические возможности.

«Создан уникальный, сложный металлический каркас, установлено порядка 25 стальных конструкций, на которые можно подвешивать до 50 тонн светового и звукового оборудования. Проделанная работа над акустикой зала позволяет идеально воспроизводить классическую оркестровую музыку, гармонию с гидроусилением, а также прекрасно выступать ораторам», – отметил Алексей Самохин.

Он добавил, что также установлено большое количество систем управления механизацией постановочного освещения и звукоусиления. Оборудованы помещения для хранения, системы подъема и транспортировки декораций, а конструкция переменной акустики позволяет электронным способом менять время отражения звука, что меняет ощущения слушателей.

«Таким образом, зал на нынешний момент является предельно современным, полностью оборудованным концертным инструментом, который можно использовать самыми разными способами и с самым разным соответствующим опытом как для зрителей, так и для выступающих», – подытожил Алексей Самохин.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Опыт поколений

«Реконструкция и реставрация петербургской консерватории – это проект, где особенно ярко проявилась ценность трудовых династий, которые участвовали в создании архитектурных жемчужин Петербурга и Москвы и передавали мастерство из поколения в поколение», – рассказал генеральный директор АО «Политехстрой-Сварго» Алексей Бородин.

Он подчеркнул, что эти люди – настоящие хранители традиций, их руками воссоздавались исторические детали, внедрялись современные технологии, достигалась идеальная акустика. Благодаря их профессионализму удалось воплотить самые смелые замыслы и вернуть консерватории ее былое величие, обогатив его новыми возможностями. Работа над консерваторией имени Римского-Корсакова отточила навыки специалистов в том, как бережно соединить историческую память с инновационными решениями.

«Одним из главных вызовов для команды реставраторов на объекте стала Домовая церковь. В конце XIX века художники Андрей Рябушкин и Василий Беляев создавали росписи храма консерватории по мотивам росписи церквей постройки XVI–XVII веков. После Октябрьской революции, в 1920-е годы, эти произведения искусства в результате перестроек церкви оказались под многочисленными слоями штукатурки и обоев», – подчеркнул ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Алексей Васильев.