Николай Песочинский: «Она везде была настоящей»

Все мы знаем и помним народную артистку РСФСР Валентину Талызину по ее ролям в кино и в театре Моссовета, где более чем за 60 лет служения она создала целую галерею ярких образов.
Я же на всю жизнь запомнил то огромное впечатление, которое произвела на меня игра этой актрисы в студенческим театре МГУ.
В восьмидесятые годы прошлого века по всей стране стали появляться театральные студии, в которых молодые актеры играли новую драматургию. Один из таких спектаклей был поставлен Романом Виктюком по пьесе Людмилы Петрушевской «Уроки музыки». Мне посчастливилось его увидеть на фестивале театров-студий «Лефортовские игры».
Это было то время, когда режиссер еще не получил широкой известности и работал в студиях и небольших театрах. Но Валентина Талызина откликнулась на его приглашение и сыграла в этой непростой пьесе, где была показана довольно жёсткая молодежная среда, одну из главных ролей.
В том, что молодые люди хорошо передавали атмосферу происходящего и создавали яркие характеры своих сверстников, не было ничего удивительного. Им ничего не надо было играть, эта среда была им свойственна. Для Валентины Талызиной, которая в это время уже была известной актрисой, можно сказать, звездой, все это было чуждо.
Здесь была абсолютно иная атмосфера. И меня поразило то, насколько профессионально она существовала в этом спектакле, совершенно не отличаясь от тех начинающих артистов, для которых показанная в пьесе жизнь была близка и знакома.
Меня поразила ее наблюдательность, мастерство, гуманность, умение выразить и показать на сцене те вещи, которые, казалось бы, не имеют к ней никакого отношения.
Почему я этому поражаюсь? Потому что театральным людям, которые привыкли играть в пьесах классического репертуара, не всегда удаются другие образы. У Валентины Талызиной все получалось. Ее органика и талант позволяли ей быть естественной. Даже в этом спектакле она была настоящей. Я это запомнил на всю жизнь.