Беспрецедентная выставка «Наш авангард» открылась в Русском музее

Беспрецедентная по своим масштабам экспозиция открывается для посетителей 21 июня. Русский музей обладает самой большой, разнообразной и целостной коллекцией русского авангарда, она насчитывает свыше полутора тысяч работ. Отобрать для выставки главные шедевры было непросто. В 20 залах корпуса Бенуа представлено 413 работ 72 авторов. И только 26 экспонатов поступили из других музеев страны.
Феномен культуры
По словам генерального директора Государственного Русского музея Аллы Маниловой, эта выставка своего рода эксперимент, ведь и сам русский авангард получил мировую известность и признание как великий эксперимент русского искусства.
Необычайно востребованный за рубежом, он чаще демонстрировался на западных площадках. «Пришло время вернуть этот ярчайший феномен русской художественной культуры отечественному зрителю, и в первую очередь самим петербуржцам», – заявила директор.
Для выставки были отобраны произведения исключительного уровня, представляющие как важнейшие направления авангарда, так и вершины творчества его столпов. Казимир Малевич, Павел Филонов, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, художники обществ «Бубновый валет» и «Союз молодежи» – вот далеко не полный перечень мастеров, чьи работы представлены в корпусе Бенуа.
Верный маршрут
Чтобы не затеряться в мире новаторских художественных исканий, посетителям предлагают воспользоваться планом-маршрутом экспозиции. Он специально разработан кураторами и представлен уже во входной зоне.
Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева, выставка организована по принципу систематического показа – по направлениям, течениям, пластической и мировоззренческой проблематике.
«Маршрут развивает и продолжает традиции, заложенные Николаем Пуниным, создателем и первым руководителем Отдела новейших течений Русского музея, современником великих мастеров русского авангарда. Маршрут движется от «-изма» к «-изму»: импрессионизм – примитивизм – сезаннизм – кубизм – футуризм – абстракционизм – конструктивизм», – уточнила куратор. Именно такой подход позволит зрителям увидеть целостную панораму русского авангарда в его динамике.

Центральную линию проекта дополняют тематические залы. В одном из них собраны портреты и автопортреты тех деятелей культуры, кто создавал феномен русского авангарда. Другие залы посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова, что позволяет показать их наследие со всей возможной полнотой.
Одним из финальных аккордов стала видеодемонстрация эскизов костюмов и декораций, созданных Казимиром Малевичем для оперы «Победа над Солнцем», дополненная футуристической музыкой Михаила Матюшина.
«О том, что Русский музей обладает великой коллекцией русского авангарда, знают все. Но только сейчас музей показывает авангард в таком объеме, с такой глубиной и многообразием, которые никто никогда не видел», – отметил заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Новое видение
«Наш авангард» – это возможность увидеть в едином пространстве не только уникальную художественную коллекцию, но и новое видение этого яркого художественного феномена, которое предлагает своим посетителям Русский музей.
Для рассказа о бурном десятилетии 1910–1920 годов использованы новые архитектурные решения, плотная развеска и фокусные залы, рассказывающие о творчестве знаковых авторов. Сокуратором и автором экспозиции выступил московский архитектор и художник Юрий Аввакумов.
Выставка «Наш авангард» будет работать по 1 декабря. По ее окончании планируется создать постоянную экспозицию.
«Сегодня мы обрели те силы, которые позволяют нам сделать полноценную постоянную экспозицию в Русском музее. Чтобы любой петербуржец и турист мог в любой момент увидеть самую ценную коллекцию русского авангарда», – подытожила Алла Манилова.
Ранее сообщалось, что в «Севкабеле» начала работу новая выставка. Автором проекта «Единение» выступила художник по костюмам Елизавета Пискунова.











