ВТБ: потери россиян от онлайн-мошенничества снизились вдвое

Согласно данным ВТБ, в этом году количество краж в онлайн-банках уменьшилось вдвое при одновременном росте мошеннических атак в 1,5 раза. Это связано с модернизацией банковских систем защиты средств клиентов, что заставило мошенников убеждать людей самостоятельно переводить деньги. Об этом заявил вице-президент ВТБ Дмитрий Ревякин на ПМЭФ-2025.
Увеличение числа атак на граждан связано с изменением тактики мошенников. Ранее они пытались взломать личные кабинеты для доступа к платежным средствам жертв и вывода денег. Однако банки ответили на это введением дополнительных мер защиты, таких как подтверждение крупных и нетипичных операций с помощью NFC и биометрии, а также возможностью самозапретов на кредиты.
С осознанием того, что возможности для взлома онлайн-банков сократились, мошенники вернулись к старым методам социальной инженерии, убеждая жертв самостоятельно передавать деньги через банкоматы или онлайн-переводы.
По данным банка, значительно возросло число мошеннических действий в отношении несовершеннолетних – с начала года количество таких случаев удвоилось. Это объясняется активностью подростков в цифровом пространстве, их общением в чатах и недостаточным уровнем знаний о безопасности. В то же время пожилые люди стали на 22 % реже попадаться на уловки мошенников.
«С начала года мы наблюдаем тренд на снижение количества краж средств россиян в дистанционных сервисах. Это результат эффективных мер защиты со стороны банков и повышения осведомленности клиентов. Мошенники переключились на социальную инженерию и часто в своих сценариях используют дропов. Осенью в силу вступит закон, ужесточающий ответственность за нелегальные финансовые операции с чужими картами. Теперь даже посредники, сознательно или по неосторожности вовлечённые в схему, могут столкнуться с уголовным наказанием. Борьба с мошенниками напоминает сериал: сезоны меняются, герои прежние, а финал всё ещё впереди», – отметил Ревякин.
Для защиты средств клиентов ВТБ вводит ряд новых инструментов, включая подтверждение операций по биометрии и NFC, а также самозапреты, чтобы предотвратить вывод средств мошенниками. Клиенты, прошедшие биометрическую проверку через приложение госуслуг или в отделениях банка, могут подтверждать операции с помощью фотографий. Другие клиенты могут использовать технологию NFC, прикладывая банковскую карту к смартфону, так как мошенники обычно действуют по телефону и не имеют доступа к картам. Банк также внедряет множество самозапретов для повышения безопасности клиентов.