Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: «Наталья Тенякова была очевидной звездой»

Профессор СПбГУ – об уходе известной актрисы
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Наталья Тенякова была очевидной звездой – как театральной, так и кинематографической. Она дебютировала в фильме «Зеленая карета» в роли Варвары Асенковой и уже этой ролью не оставила равнодушным никого из зрителей. На ее карьере очень позитивно сказалось то, что она работала в петербургском БДТ, театре, которым руководил великий Георгий Товстоногов. У нее была целая плеяда замечательных театральных ролей, одна из лучших – в постановке «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова. Она играла и в спектакле «Мольер», и уже тогда начал складываться их творческий и семейный союз с легендарным Сергеем Юрским.

Когда Сергей Юрьевич решил круто изменить свою жизнь и карьеру и уехал работать из Петербурга в Москву, Наталья Тенякова последовала за супругом. Два больших советских актера всегда поддерживали друг друга во всех жизненных ситуациях. Это крайне редкий пример супружеско-театрального союза, который, однажды родившись, больше никогда не распадался. Юрский и Тенякова были вместе до самых последних дней (Сергей Юрьевич умер в 2019-м. – прим. Ред.).

Крепкая семья и взаимная поддержка очень позитивно повлияли на их творчество – не только в рамках государственного театра, но и на совместных экспериментальных постановках. Например, они вместе играли в замечательной пьесе по произведению Николая Ионеско «Стулья», рассчитанной на двоих. Это была уникальная история, которую театралы вспоминают до сих пор.

Что касается ее кинематографической истории, то, возможно, она была не такой большой и объемной. Но тех ролей, которые она сыграла, вполне достаточно для того, чтобы считать ее актрисой советского кино. Баба Шура в фильме «Любовь и голуби» – это феноменальная актерская работа, каких в истории советского кино вообще очень мало. Их можно посчитать по пальцам одной руки – начиная от Николая Черкасова, который сыграл профессора Полежаева, персонажа, разница в возрасте с которым у него тогда составляла 50 лет.

Думаю, тут значительное влияние оказал ее союз с Сергеем Юрским, который специально ее настроил на такую роль. И, конечно, их дуэт в фильме «Любовь и голуби» (Юрский сыграл в нем дядю Митю) – это просто готовый учебник актерского мастерства в жанре фарса. На мой взгляд, вместо того, чтобы объяснять молодым актерам, как сыграть возрастного человека по системе Станиславского, нужно просто показывать им «Любовь и голуби», где Юрский с Теняковой «отводят душу» в своем дуэте характерных селян.

Кстати, работая в театре, Сергей Юрьевич всегда тяготел к такой «семейной истории». Был даже спектакль «После репетиции», в котором они вместе играли не только с женой Натальей Теняковой, но еще и с их общей дочерью. Тенякова и Юрский редко, но очень метко встречались на сцене и в кино. Каждая такая история была для них подарком судьбы, поводом для раскрытия новых граней своего таланта.

При этом Наталья Тенякова была далеко не простой актрисой, она была очень избирательна в ролях. У нее был специфический голосовой тембр, и она могла его очень эффектно использовать как дополнительную краску в образе. Она очень легко играла все свои роли – и женщин, и старушек, и вообще всех персонажей, которых ей предлагали. Безусловно, Наталья Максимовна сама по себе была замечательной актрисой, но влияние Сергея Юрского позволяло ей раскрывать дополнительные краски в сыгранных ею женских характерах – и в кино, и на ТВ.

Юрский разглядел в ней не только красоту, обаяние и женственность, но и некий парадоксальный талант. Это особенно хорошо проявилось, когда Юрский и Тенякова вместе играли в спектакле «Али-баба и 40 разбойников», Наталья Максимовна там очень точно попала в образ Домохозяйки. Кстати, по этому спектаклю позже был создан телефильм на Ленинградском телевидении – одна из жемчужин советского ТВ 1980-х годов. А на фирме «Мелодия» по нему была записана пластинка. Смотреть и слушать все это до сих пор огромное удовольствие.

Наталья Тенякова прожила не слишком долго после ухода своего мужа Сергея Юрского, но уж такова судьба всех великих дуэтов в мире кино и театра. Великая итальянка Джульетта Мазина всего на полгода пережила своего мужа режиссера Федерико Феллини. Та же история с Сергеем Колосовым и Людмилой Касаткиной. Видимо, так определено судьбой. Светлая память Наталье Максимовне. Нам достаточно один раз посмотреть «Любовь и голуби», чтобы понять, какой великой актрисой она была.