Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Илья Шакунов: «Говорить о человеке на войне сегодня необходимо…»

19 июня в Александринском театре состоится петербургская премьера музыкально-драматического спектакля «Живые и мертвые» по трилогии Константина Симонова. Исполнитель главной роли Илья Шакунов рассказал, чем ему интересен этот образ и почему он всегда рад возвращаться в Петербург
Фото: представлено организаторами

 Илья Юрьевич, трилогия Константина Симонова – одно из самых честных и пронзительных произведений о войне. В спектакле вы играете главную роль. Каков ваш герой – генерал Серпилин?

– Впервые я прочитал трилогию «Живые и мертвые» еще в юности. Но уже тогда мне показалось, что она не совсем про военные события, победы и поражения. Это скорее книга о человеке на войне. Очень сильная психологическая история, главный герой которой, несмотря на потери близких и беспощадность к врагам, жалеет каждую оставленную на поле боя жизнь.

Для меня эта роль стала вызовом, потому что в одноименном фильме Александра Столпера, вышедшем на экраны в 1964 году, актеры и режиссеры были в основном фронтовиками. Я в военных действиях не участвовал, но уверен, что это произведение очень сильно связано с нашим временем, и об этом сегодня говорить необходимо.

 Спектакль музыкально-драматический. Какую роль играет в нем музыка?

– Да, в нем звучит живая музыка в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Она специально написана для этой постановки Валерием Вороновым и становится ее непосредственным участником.

Это не просто музыкальное сопровождение того, что происходит на сцене. В этой истории музыка позволяет выстроить полноценный диалог со словом. Для нас, артистов, она является очень сильной поддержкой, помогающей донести до зрителя основные идеи и мысли.

 А насколько для вас важен актерский ансамбль, те, с кем вы готовите тот или иной проект?

– Идеальный вариант, когда совпадают внутренние стремления и желания с тем материалом, который предлагается. И, конечно, очень важен коллектив, который складывается в работе. Это не обязательно должны быть известные актеры. Важно, доверяем ли мы друг другу, есть ли у нас взаимопонимание. Так случилось, что на этом спектакле оно полное, и мы доверяем друг другу во всем.

В данном случае все совпало: точка зрения режиссера Полины Агуреевой, актеры – Николай Чиндяйкин, Максим Литовченко, Юрий Беляев, Иван Добронравов. Все мы настолько прониклись спектаклем, что получился свой маленький театр.

 Не означает ли это, что вы готовы вернуться в театр, например в ТЮЗ, где вас хорошо помнят и где сегодня блистает ваша жена Анна Дюкова?

– Да, так получилось, что я покинул театральные подмостки и потом был занят в основном в кинопроектах. Но из театра я никуда не ушел, это мой дом. Было несколько антреприз и проектов, связанных с Юрием Абрамовичем, например в спектакле «Соборяне» по Лескову, который также поставила Полина Агуреева. Так что никакого разрыва со сценой я не чувствую. Актер – это в первую очередь театр.

В кино другой подход. Сегодня молодые ребята честно заявляют на вступительных экзаменах, что они хотят в сериалы. По мне, главный критерий нашей профессии прост: если ты можешь, простите за литературное выражение, жить без запаха кулис, то не надо тебе заниматься этой профессией. А если чувствуешь, что без этого никак, тогда ты обязательно чего-то добьешься в своей профессии.

 С дочерью вы также строги и категоричны?

– Василиса с детства танцевала, пела, ходила в театральный кружок. В результате к концу обучения в школе это так ее затянуло, что она только туда и бегала. Поэтому вопроса, кем быть, не стояло. Это было ее решение поехать в Москву и там поступать в театральный институт. Сейчас она заканчивает второй курс, счастлива и довольна.

К сожалению, в этот раз из-за графика съемок я не смогу приехать к ней на экзамен по актёрскому мастерству. Но мы каждый день с ней списываемся.

Фото: представлено организаторами

 А сын тоже собирается идти по вашему пути?

– Макар, который ходит в тот же кружок и с тем же интересом, удивил всех, решив стать баскетболистом. Он занимается в Школе олимпийского резерва Центрального района и сейчас на развилке. Но поскольку он закончил только восьмой класс, у него еще есть время определиться.

– Анна Дюкова говорит, что в кино попала благодаря вам. Каково это – играть в одном фильме с женой?

– Недавно в Петербурге снимали очередные серии «Первого отдела», где Анна играет мою жену. И знаете, что интересно? Когда и где бы я ни встречался со зрителями, все почему-то вспоминают нашу пару.

 А дома обсуждаете работы друг друга?

– Не то слово! Мы только этим и занимаемся. Я вообще не люблю разношерстные компании. Предпочитаю театрально-художественные, связанные с нашей профессией. Вот там как раз горячие споры, обсуждения и рассуждения. Все те самые кухонные разговоры, которые не заменит ни телефон, ни интернет.

 Помимо театра, у вас более 100 фильмов, и в основном главные роли.

– Так складывается. Для меня всегда важно, кто делает картину. Когда-то поворотными и даже ключевыми для меня стали фильмы, которые сняли Дмитрий Светозаров (12-серийный телевизионный фильм «По имени Барон») и Юрий Мороз, у него я снимался в «Каменской». Я их могу назвать даже своими крестными отцами в кино.

Недавно закончились съемки картины «Отец», где у меня главная роль, и я ездил в Москву на озвучание. Это художественный фильм Павла Иванова, рассказывающий о том, как отец ищет на войне своего сына. Лента выйдет на экраны этой осенью. Наверное, у кого-то возникнут параллели с фильмом «Отец солдата», но у нас будет совсем другое кино. О будущих проектах говорить не стану, только об осуществленных.

 Вы коренной петербуржец, где проводите больше времени – здесь или в Москве?

– Больше всего времени я провожу дома с семьей. Дом – это то, что меня питает в полном смысле этого слова. Работать в Москве мне очень нравится, там хорошая рабочая атмосфера. В юности я даже задумывался о том, чтобы перебраться в столицу. И долго не понимал, прочему, вернувшись в Петербург и ступив на платформу Московского вокзала, я так глубоко вздыхал и чувствовал себя счастливым. Теперь я могу сказать – потому что это мой город.