Антон Самойлович: «Все мы идейные, потому что работаем с лошадьми»

Летом все больше людей чаще стремятся побыть на свежем воздухе, например в многочисленных парках Петербурга. Но, к сожалению, не все проводят свой досуг культурно. Пресекать любые правонарушения – дело полиции. Но тут возникает проблема. Площадь некоторых парков такова, что перекрыть их пешими патрулями практически невозможно. А на автомобиле в таких местах работать нельзя. Выручают конные наряды. Лошадь обеспечивает необходимую мобильность – скорость и «проходимость» у нее выше, чем у человека. При этом она не нарушает экологию.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ
Конные патрули охраняли порядок на улицах нашего города с момента его основания. И просуществовали кавалерийские подразделения в органах правопорядка, несмотря на все революции и войны, вплоть до 1960-х годов.
Конные полицейские вновь появились в составе ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже в наши дни. Формирование кавалерийского взвода в составе специального полка полиции началось в 2021 году. И уже в конце июля 2023-го первые конные патрули заступили на охрану правопорядка. Их маршрут проходил тогда по историческому центру: Миллионная улица – Александровский сад – Исаакиевский собор, а также район Марсова поля.
«Я служу в специальном полку с 2021 года – сначала в туристической полиции, – рассказывает командир кавалерийского взвода капитан полиции Антон Самойлович. – И с 15 лет я занимаюсь верховой ездой. Возможно, поэтому в 2024 году мне предложили должность взводного. Подумал и согласился. Ни разу об этом не пожалел. Идеальный вариант – хобби совпало с работой».
Командир взвода не один такой счастливчик. Еще несколько сотрудников в той или иной степени до прихода в подразделение занимались верховой ездой. А некоторые сели в седло уже во время стажировки. Но всех сотрудников, кроме полицейской формы, объединяет любовь к лошадям.
«Случайных людей у нас нет, – говорит Антон Самойлович. – Все мы идейные, потому что работаем с лошадьми. Их нужно понимать и любить. Без этого никак. Иначе не будет необходимого взаимодействия всадника и животного. И наши сотрудники, если, не дай бог, лошадь заболеет, приезжают в конюшню и сидят рядом с ней в свои законные выходные дни. Переживают».
Никаких курсов, на которых готовили бы всадников для конной полиции, пока не существует. Поэтому вся тяжесть подготовки новичков ложится на плечи командира взвода и более опытных кавалеристов.
«У каждого сотрудника при поступлении сначала три месяца стажировки. И за это время он получает первоначальные навыки и полицейского, и кавалериста, – сообщает взводный. – Уже к середине этого срока мы понимаем, сможет этот человек нести службу с лошадью или нет. Если есть желание и способности – за три месяца он сядет в седло и станет всадником среднего уровня. И мы со своей стороны сделаем все, чтобы ему помочь».
При этом наличие опыта верховой езды не всегда играет положительную роль.
«Бывает, легче научить с нуля, чем переучивать, если изначально сформированы неправильные навыки, – поясняет капитан. – Но мы никогда сразу не говорим «нет». Объясняем человеку, над чем нужно работать. А дальше все зависит от него».

РЕМОНТ, НО НЕ ТОТ
Когда началось формирование взвода, лошадей для службы искали по всей России. Представители регионального ГУ МВД приезжали в конные клубы, на конезаводы. Первый критерий – рост в холке не менее 165 сантиметров. На породах не зацикливались, хотя в целом по России в подразделениях МВД отдают предпочтение орловским рысакам – по стати и характеру они хорошо подходят для патрульной службы.
Кроме роста, обращали внимание на то, как лошадь реагирует на внешние стресс-факторы. Нужный возраст – от двух с половиной до восьми лет. При этом животные старше пяти лет должны были уже уметь ездить всеми аллюрами и выполнять команды всадника, то есть быть выезженными.
Оказавшись в Петербурге, все лошади сначала становились «ремонтными».
«Так называется лошадь первые год-полтора, пока проходит определенную подготовку. Мы учим ее не бояться людей, подходить к ним, не пугаться шумов, ходить через кусты, выполнять минимальные прыжки. В конце обучения комиссия из ветеринаров и сотрудников кавалерийского взвода принимает решение – переводить лошадь в разряд служебных или продолжить подготовку. Сейчас у нас все лошади служебные», – поясняет командир взвода.
Ухаживают за лошадьми работники конного клуба, с которым у ГУ МВД заключен договор. Там же предоставляют услуги ветеринара. Если случай серьезный – тогда в ветеринарную клинику. Самый опасный недуг у лошадей – колики. Их нужно вовремя распознать, поэтому на дежурство обязательно ставят кого-то из опытных кавалеристов, чтобы смог вовремя заметить и поднять тревогу.
Средний возраст выхода лошади на пенсию – 16 лет. Но комиссия может продлить срок службы. Если же принимается решение о выбраковке, то животное сначала предлагают кавалеристу, который за ним закреплен. Если он готов взять на себя ответственность, лошадь безвозмездно передают ему. Если нет, ищут для нее приют или частного владельца.
У каждой лошади свой характер, порой сложный. Как, например, у Игоря. По документам он – мерин Игривый, но во взводе всем дали неофициальные имена – так проще. Игорь не очень любит соперников. В манеже задиристо ржет, увидев в зеркале собственное отражение. Но инспектор каввзвода лейтенант полиции Александр Малый сумел найти с ним контакт. Игорь дает себя вычистить, расчесать, оседлать, беспрекословно слушается. То есть конь и всадник нашли друг друга.
Грозный – командирский конь. Он ходит под седлом у взводного. Возможно, потому иногда позволяет себе пошалить.
«Запор на воротах его денника работал не очень хорошо. И Грозный обнаружил это раньше, чем мы, – рассказывает кавалерист сержант Анна Соколова. – Он понял, что если сильно молотить копытом по воротам, они откроются. И вышел. Но не отправился гулять, а двинулся вдоль прохода между денниками и начал подъедать стоявшую в мешках морковку. За этим занятием его и застали».
Вообще, режим питания у лошадей довольно строгий. Им положено семь килограммов сена или сухого корма в день. Лакомство – морковка. И нарушать правила питания нельзя. Например, лошадям категорически нельзя давать свежий хлеб.

НУЖНО УЧИТЬСЯ
Кавалерия независимо от того, какие задачи она решает, – это союз всадника и лошади. Они дополняют друг друга. Говорят, что Наполеон после разгрома в России не смог создать заново полноценную армию, потому что у него не было хорошей кавалерии. Людей он мог рекрутировать, а вот подготовить коня для боя и строя быстро не получится.
«Лошадь нельзя научить так, чтобы до конца жизни помнила, что и в каких условиях делать. Ее нужно постоянно тренировать, – рассказывает Антон Самойлович. – Раз в неделю для закрепления навыков обязателен учебный день в манеже. Делаем специальную трассу, которая имитирует препятствия. Жжем фаеры, машем флагами, создаем дымовую завесу».
Все это необходимо, когда кавалерийский взвод привлекают к несению службы во время футбольных матчей. Как недавно на кубковом поединке «Зенит» – ЦСКА. Рядом с двумя крупнейшими стадионами Петербурга – «Газпром Ареной» и «СКА Ареной» – парки. Пешим патрулям на таком ландшафте сложно справиться с толпами разгоряченных фанатов. А одно только появление всадника на лошади действует на потенциальных дебоширов отрезвляюще. Спорить с такой махиной желания не возникает.
«У наших лошадей жизнь интереснее, чем у спортивных. Те что видят – конюшню и манеж. Изредка – соревнования. У наших – парки, фаеры, толпы народа. Чего стоят одни учения по предотвращению массовых беспорядков – летят бутылки, горят покрышки», – улыбается Антон Самойлович.
К месту службы лошадей доставляют коневозом. Раньше конные полицейские патрулировали центр. Сейчас главным образом парки – «Сосновку», Удельный, Южно-Приморский, парк 300-летия Петербурга. Когда выходили на День Победы, в патруле задействовали четырех всадников – двоих в форме полиции, двоих в обмундировании кавалеристов образца 1943 года.
Что касается нарушений, которые пресекает конная полиция, то это главным образом распитие спиртных напитков в общественных местах. Нарушителей задерживают, конвоируют до выхода из парка, где передают представителям местных отделов полиции. И снова возвращаются на маршрут. Поддерживать порядок.