Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Театр-сад отмечает тройной юбилей

В этом году Молодежному театру на Фонтанке 45 лет. 75 лет его художественному руководителю Семену Спиваку, и 35 лет с тех пор, как он возглавил коллектив
Фото: Александр Гальперин/«Петербургский дневник»

В этом году Молодежному театру на Фонтанке 45 лет. 75 лет его художественному руководителю Семену Спиваку, и 35 лет с тех пор, как он возглавил коллектив. Как рождался театр и каким видится его будущее, узнал «Петербургский дневник».

Если театр начинается с вешалки, то Молодежный театр на Фонтанке – с сада. Его Большая и Малая сцены находятся в живописном Измайловском саду, который называют «зеленым фойе». Его история не менее интересна, чем история самого театра.

Театр-сад

В 1720 году Петр I пожаловал часть Измайловской рощи на Фонтанке, 114, для постройки дачи Александру Румянцеву, отцу будущего великого полководца Петра Румянцева. После его смерти усадьба много раз переходила из рук в руки. В 1786 году Измайловскую рощу даже отдали под «академический огород», поскольку «ботанический двор» на Васильевском уже не вмещал всех растений. Однако просуществовал он недолго, в 1812 году его ликвидировали.

«Краеведы предполагают, что некоторые растения могут быть потомками тех, что росли здесь прежде. Например, тому дубу, что встречает людей при входе в сад, никак не меньше ста лет. И он наверняка помнит много интересного», – говорит руководитель литературной части театра Елена Чукина.

В 30-е годы XIX века Измайловскую рощу приобрело семейство купцов Тарасовых, которые стали устраивать здесь праздники и иллюминации. С этого момента и ведет свой отсчет культурная история места.

Шуховские фермы

Самую большую известность сад получает с того момента, как его приобрел домовладелец и крупнейший антрепренер Петр Тумпаков. Его головокружительная карьера до сих пор восхищает историков. Они свидетельствуют: «В 1901 году предприимчивый ярославец Тумпаков, некогда бывший половым в чайной, сломал все постройки, за исключением раковины для оркестра, и построил театр с партером под крышей».

Подходил он к своему детищу с размахом. Повсюду были разбросаны различные увеселительные заведения – кабаре, варьете, кафе и ресторан. Появился и театр «Буфф», по названию которого стал именоваться и сад. И хотя вход в него был платный, желающих попасть сюда это не останавливало.

В это же время на Всемирной торговой выставке в Париже Тумпаков приобрел знаменитые шуховские фермы, созданные инженером Владимиром Шуховым. Потом они составили каркас здания. Символично, что в верхней их части помещались стилизованные изображения лир. Предполагают, что именно поэтому антрепренер и обратил на них внимание, решив соединить технику и культуру.

В театре эти фермы с многочисленными заклепками выполняли функцию несущих конструкций. Сейчас это не только декоративный элемент и дань истории, но и важная составляющая акустики зала.

В 1920-е годы на концертах в саду выступали Исаак Дунаевский, Леонид Утёсов, Любовь Орлова. В блокаду здесь были огороды, стояла зенитная батарея и работал городской призывной пункт. В июле 1943-го сад открыли для работы цирка и эстрады. А еще несколько лет спустя сад «Буфф» снова сменил свое название, вновь став Измайловским.

Гений места

Еще одна идея – объединить Большую и Малую сцену театра. Об этом мечтают все его сотрудники, которым, чтобы попасть из одного здания в другое, приходится даже зимой выходить на улицу.

«Мы хотели бы соединить две сцены легкой и прозрачной галереей, которая пройдет на уровне второго этажа. Так мы объединим историю и современность, и у нас получится единый ансамбль», – говорит Ольга Романецкая.

В этом переходе можно было бы расположить столики, продлив таким образом буфет Большой сцены. Или поставить белый рояль и устраивать моноспектакли, творческие вечера и камерные встречи.

«Хочется, чтобы театр был местом притяжения не только вечером, но и в течение всего дня», – делится Ольга Романецкая.

Есть желание привести в порядок железные ворота и сам Державинский переулок, которым для прохода в театр пользуется часть зрителей. Мечтают в театре и о создании выставочного пространства.

«В юбилейный для нашего театра год мы обращаемся к людям, которые помнят наши первые спектакли. И просим их поделиться фото, программками или личными впечатлениями. Мы хотим сохранить эту живую память», – подытоживает Ольга Романецкая.