Сергей Воронков: уникальная роль в развитии страны

А также о том, какие выставки переедут в Северную столицу из Москвы и почему конгрессно-выставочную индустрию нужно развивать в регионах.
– В допандемийном 2019 году в «Экспофоруме» прошло 205 мероприятий. Какой стала итоговая цифра за 2024 год?
– В 2024 году конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» отметил 10-летие. Комплекс стал символом и брендом города, драйвером его экономического и социального развития. Сегодня «Экспофорум» – это центр притяжения, место силы, престижа и новых возможностей. Здесь принимаются стратегические решения, подписываются соглашения, которые меняют облик Петербурга, России и мира, определяют контуры будущего.
В юбилейном году конгрессно-выставочный центр на Пулковских высотах принял 144 события. На них приехали 1,5 миллиона человек, что делает «Экспофорум» одной из самых посещаемых площадок Петербурга наравне с Эрмитажем и «Газпром Ареной».
Мероприятий у нас сейчас меньше, чем в допандемийном 2019 году, но по количеству посетителей, экспонентов, занятым площадям показатели сопоставимы, а где-то даже лучше. Ушли мелкие проекты, зато крупные значительно расширились. Среди лидеров – Петербургский международный газовый форум с 34 тысячами посетителей и 600 участниками. 22 тысячи специалистов, экспертов и лидеров мнений приехали на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2024). Международный форум-выставку «Российский промышленник» совместно с финалом чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Петербургским международным научно-образовательным салоном посетили более 35 тысяч гостей.
– Ожидается ли увеличение числа мероприятий и посетителей в текущем году? За счет чего?
– В «Экспофоруме» нечетные годы всегда получаются более загруженными. В 2025-м у нас снова пройдет Международная судостроительная выставка «Нева». Она занимает все пространство комплекса, как Газовый форум или ПМЭФ, и собирает свыше 35 тысяч гостей.
Более того, в нынешнем году к нам на площадку придут московские проекты, что уже становится своего рода трендом. Одной из первых ласточек была выставка ретроавтомобилей «Олдтаймер-Галерея». В «Экспофоруме» в 2025 году она побила рекорд посещаемости за всю историю – более 15 тысяч человек.
Сейчас на 2025-2026 годы у нас запланировано 10 мероприятий, которые раньше проводились в Москве. Какие-то выбрали «Экспофорум» ввиду перепрофилирования «Экспоцентра». Например, «Металл-Экспо» – еще одно событие, которое займет весь комплекс.
Ряд проектов пройдет у нас совместно с другими проектами общей тематики. Так, организатор одной из крупнейших в стране московских сельскохозяйственных выставок «АГРОС» в октябре проведет в «Экспофоруме» выставку инноваций iAgri совместно с нашим собственным проектом – Международной сельскохозяйственной выставкой «Агрорусь».
В апреле успешно прошел юбилейный форум-выставка «Госзаказ». Крупнейшее в отрасли мероприятие впервые проводилось в Петербурге и собрало больше 10 тысяч посетителей, а также рекордное количество спикеров деловой программы.
Еще один интересный проект – Международная выставка-форум спецтехники, коммерческого транспорта и оборудования Eurasian Construction Technology. В этом году она пройдет совместно с возрожденной выставкой с многолетней историей «Авто + Автомеханика».
Наконец, все флагманские проекты – Газовый форум, ПМЭФ, «Российский промышленник», Международный рыбопромышленный форум и другие ежегодно растут в среднем на 20 процентов по количеству участников и посетителей.

– Из-за санкционных ограничений некоторые мировые конгрессно-выставочные мероприятия в России оказались заморожены. Удалось ли провести импортозамещение в этой сфере? Благодаря чему?
– Один из самых успешных примеров импортозамещения в конгрессно-выставочной отрасли – чемпионат «Профессионалы». Он стал не просто альтернативой WorldSkills и EuroSkills, но и превзошел их по масштабу и уровню организации. На отборочных этапах в соревнованиях принимают участие свыше 120 тысяч конкурсантов. Лучшие из лучших выходят в финал в «Экспофоруме», где демонстрируют мастерство по 70 важным для российской экономики компетенциям. Многие молодые специалисты получают предложение о работе или стажировке прямо на площадке. За состязаниями следят более 20 тысяч зрителей.
По инициативе Российского союза выставок и ярмарок как альтернатива Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и другим организациям, где Россия вынужденно приостановила деятельность, создан Международный консорциум MICE-индустрии. Одна из его задач как раз импортозамещение мероприятий с ориентиром на новую дружественную географию. Сейчас в консорциум выходят уже больше 20 стран.
В «Экспофоруме» есть Китайский деловой центр с офисом в Шанхае и отдел по развитию деловых связей с КНР. Первые успехи мы уже зафиксировали. На каждом нашем собственном проекте в 2024 году были экспоненты или посетители из Поднебесной. Более того, китайцы уже пробуют выйти на наш рынок со своими проектами. Так, в «Экспофоруме» теперь проходят Международная выставка электроники и бытовой техники IEAE и Международная выставка медицинского оборудования CAMIX.

Деловая, научная, политическая, культурная элита из Китая, стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки – наша целевая аудитория в нынешних реалиях.
– Каким вы видите развитие конгрессно-выставочной отрасли России в ближайшие 5 лет?
– Глобальные геополитические изменения последних лет показали уникальную роль конгрессно-выставочной отрасли в развитии страны и регионов. На полутора тысячах выставок в России проходят 55 миллионов встреч, на которых заключаются контракты на 17 трлн рублей, что составляет 10 процентов ВВП страны.
По ОКВЭДу «организация выставок, конгрессов и ярмарок» как основному на рынке работает более 4 тысяч компаний. Их годовой оборот достигает 200 млрд рублей. Стратегия развития отрасли, утвержденная правительством РФ, ставит цель нарастить объем конгрессно-выставочного рынка до 300 млрд рублей к 2030 году. Задачи, которые утверждены стратегией, напрямую взаимосвязаны с национальными целями развития РФ.
Один из ключевых пунктов – рост индустрии в регионах. Во всех городах с населением свыше 500 тысяч жителей должен быть конгрессно-выставочный центр. Пока даже не все миллионники могут этим похвастаться, из 16 специализированная инфраструктура есть в 15, а из 14 городов с населением больше полумиллиона – только в четырех. 80 процентов всей экономической деятельности сосредоточено в Москве. Нужно создавать пять-шесть независимых экономических центров.
У каждого региона есть уникальные компетенции, неповторимые в рамках страны. А некоторые – и в мировом масштабе. Поэтому в каждом регионе должны быть ключевые события федерального и международного уровня по основным специализациям. Международный янтарный форум – в Калининграде, алмазный – в Якутии, научно-образовательный – в Новосибирске, рыбопромышленный и судостроительный – на Дальнем Востоке и т. д.
Для этого необходимо создание общероссийского календаря событий на основе интеграции с Атласом экономической специализации регионов России от Высшей школы экономики. А проблему инфраструктуры может решить совместный проект Российского союза выставок и ярмарок и Газпромбанка по строительству типовых конгрессно-выставочных центров на основе государственно-частного партнерства.
– Говоря о ПМЭФ-2025, нельзя не упомянуть процесс подготовки самой площадки. Как «Экспофорум» из года в год готовится к проведению Экономического форума?
– На регулярное дооборудование, а также на работы по благоустройству территории и текущему ремонту комплекса к ПМЭФ «Экспофорум» ежегодно тратит свыше 100 млн рублей. Сотрудники компании «Экспофорум-Интернэшнл» входят в техническую дирекцию форума. В дни ПМЭФ комплекс переводится на усиленный режим эксплуатации.
Организатору форума фонду «Росконгресс» и участникам ПМЭФ «Экспофорум» оказывает ряд услуг. Наша дочерняя компания «ЭФ-Дизайн» – один из ведущих застройщиков стендов на форуме. Компания «ПАНБАЛТ-Сервис» обеспечивает таможенно-логистическое сопровождение грузов, а «Карамель Кейтеринг» – питание на стендах и в ресторанах, которые создаются прямо на площадке. В аренду сдается оборудование, выполняется уборка территории. В прошлом году впервые оказана услуга по подъему, монтажу и спуску подвесных конструкций.
В «Экспофоруме» в период подготовки и проведения ПМЭФ работает около 15 тысяч специалистов из более чем 100 сфер бизнеса.