Яндекс.Метрика
  • Марат Белышев

Петербург увеличивает темпы дорожного строительства с упором на экологию

На 2025 год запланирован ввод в нормативное состояние дополнительных 2 млн кв. м покрытия
Фото: НИЦ «АБЗ-1»

В Санкт-Петербурге продолжается масштабная модернизация дорожной инфраструктуры. С 2021 по 2024 год в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» было отремонтировано более 500 км улично-дорожной сети. На 2025 год запланирован ввод в нормативное состояние дополнительных 2 млн кв. м покрытия. Как сообщают «Ведомости», потребление асфальтобетона в городе может увеличиться на 15-25%, что обусловлено как реализацией крупных инфраструктурных проектов, так и необходимостью регулярного обновления существующих магистралей.

Ключевые проекты и вызовы

Среди значимых объектов – строительство Большого Смоленского моста и Южной широтной магистрали, которые потребуют значительных объемов стройматериалов. При этом, как отмечает Игорь Михеенко, генеральный директор одной из компаний, основной спрос формирует плановый ремонт дорожного полотна.

«Среди факторов роста нагрузки – больших поставок асфальта потребуют новые и существующие магистрали, ремонт и модернизация действующих дорог, износ покрытия и необходимость обновления инфраструктуры», – пояснил Михеенко.

При этом рост объемов работ в Северной столице неизбежно повышает нагрузку на окружающую среду, однако современные технологии позволяют минимизировать негативное воздействие, отмечают эксперты.

Елена Ткаченко, профессор СПбГЭУ, выделяет несколько типов воздействия на экологию при дорожном строительстве. С одной стороны, рост потребностей в асфальтобетонных смесях вызывает увеличение промышленной активности, которая сама по себе несет нагрузку на экологию. С другой стороны, современные асфальтобетонные смеси по составу оптимизированы для сокращения выбросов. Это помогает минимизировать общую нагрузку на экологию.

«Качественное дорожное полотно является источником снижения экологической нагрузки за счет того, что в городах вырастает пропускная способность, становится меньше простоев. И за счет поддержания нормального скоростного режима общий уровень выбросов в атмосферу по всем видам транспорта (использующего двигатели внутреннего сгорания) прилично сокращается», – пояснила Ткаченко.

Внедрение «зеленых» технологий – таких как теплый и цветной асфальт – также способствует снижению нагрузки на окружающую среду, отмечает главный технолог АО «АБЗ-1» (входит в ГК «АБЗ-1») Сергей Шибалов.

К примеру, использование теплого асфальта позволяет снизить выбросы CO2 в атмосферу за счет снижения температуры укладки. Как пояснил эксперт, если классический горячий асфальт укладывается при 150-180°C, то теплый асфальт – при 110-140°C.

Еще одна «зеленая» технология, набирающая популярность в Петербурге, это цветной асфальт. Разработка позволяет сохранять прочность и стойкость покрытия, а светлые оттенки меньше нагреваются на солнце, отметил технолог.

Также снизить нагрузку на экологию помогает водоотверждаемая асфальтобетонная ремонтная смесь (ВОРС). Как пояснил Шибалов, ВОРС является «зеленой» технологией, поскольку не содержит в составе органических растворителей.

«Данная смесь набирает прочность под воздействием воды и позволяет проводить локальный ремонт без перекрытия улиц и тяжелой техники за 20-30 минут, вне зависимости от погоды. Технологию уже апробировали на 16 участках в Петербурге», – добавил Шибалов.

Эксперты также обращают внимание на вопрос долговечности дорожного покрытия. Михаил Аким, профессор НИУ ВШЭ, указывает на необходимость комплексно оценивать устойчивые практики дорожного строительства, перейти на практики оценивания жизненного цикла дорог, с учетом всех экологических последствий от проведения ремонтно-строительных работ, перекрытий дорог и связанных с этим заторов.

«Вопрос об углеродном следе и ежегодные прокладки дорог – это очень большая проблема. Важно использовать безопасные и долговечные материалы, которые не придется менять каждый год. Это был бы успех с точки зрения экологии», – считает Аким.