Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Маршрут позитивных эмоций: в поселке Новоселье открылась арт-инсталляция «Текущий сад»

Ее автор – современный художник Марина Звягинцева, на счету у которой более 50 проектов в общественных пространствах: если их всех объединить, получится площадь размером с Дворцовую
Фото: предоставлено пресс-службой Марины Звягинцевой

– Марина, могли бы вы раскрыть суть вашего нового проекта?

– Паблик-арт инсталляция «Текущий сад» – это, с одной стороны, продолжение прошлогоднего проекта, который был представлен в саду Бенуа. Он переместился и одновременно трансформировался под новую среду – бульвар Белых Ночей. Я очень ценю проекты с долгой жизнью, работающие на жителей и окружение годами. Поэтому «Текущий сад» встроен в среду, являясь безопасным для городских условий и при этом значимым арт-объектом. Это инсталляция растянется примерно на 275 метров. Она состоит из пяти отдельных объектов, соединенных между собой невидимой нитью замысла и графикой на самой пешеходной плитке. Представьте: цветные узоры на дорожном покрытии будут вести от одного арт-объекта к другому, создавая цельный маршрут. Жители будут двигаться по этому «течению», проживая переход от одной эмоции к другой.

– Какие именно эмоции представлены и как зрители будут с ними взаимодействовать?

– Эмоции – основа проекта. Застройщик видел это как арт-квест. Люди идут по бульвару, гуляют и будто бы прочитывают замысел художника. Поскольку мы в открытой среде, где ежедневно гуляют люди всех возрастов, эмоции исключительно позитивные. Негатив быстро утомит. Мы отобрали пять: эмпатия, вдохновение, эйфория, спокойствие и нежность. Этот набор родился не случайно. В прошлом году в саду Бенуа я спрашивала жителей, какие эмоции у них вызывает сад. На основе их откликов и сформировалась эта пятерка. Думаю, для бульвара Белых Ночей они не менее актуальны.

– В работе использованы промышленные материалы – колонки-гидранты, спиннеры – для создания «ботанических» форм и подтеки краски. Как этот контраст изделий работает на идею?

– Этот проект, с одной стороны, ориентирован на детей, ведь они видят знакомые игрушки, спиннеры. С другой стороны, я хочу зацепить и взрослых, чтобы они почувствовали перед собой арт-объект и задумались о его смысле: почему он называется «Эйфория» или «Спокойствие»? Совпадает ли их ощущение цвета с тем, что вложил художник? Кто-то может не согласиться, кто-то, наоборот, скажет, что это прямое попадание. Мне хочется вызвать интерес у зрителей разных возрастов – не только у тех, кто просто хочет покрутить спиннер, но и у тех, кто будет размышлять, что хотел сказать художник. Это диалог с разновозрастной аудиторией, которая живёт в жилом комплексе. Для взрослых здесь есть интерактив – прогуляться от одной эмоции к другой, возможно, создать свой эмоциональный арт-квест.

– Какие еще цели преследует проект?

– Во-первых, инсталляция побуждает задуматься о своих собственных эмоциях. Видя надпись «Эйфория», человек спрашивает себя: «А что я сейчас чувствую?» Во-вторых, и это критически важно для спальных районов, он позволяет людям жить среди искусства, прикасаться к нему ежедневно. Я сама живу в спальном районе и понимаю, как сложно порой добраться до музеев и выставочных площадей. В районах, где есть все необходимое в шаговой доступности – магазины, аптеки, школы, сады, парки – часто не хватает именно культурного слоя, истории. Современное искусство, паблик-арт – это инструмент, чтобы создать идентичность места, сделать искусство неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно для детей, которые растут здесь.

– Чем еще «Текущий сад» на бульваре Белых Ночей отличается от своей первой версии в саду Бенуа? Вы говорили о трансформации.

– Отличия существенные, продиктованные местом и долговечностью. Первое – высота объектов. В Бенуа они стояли на подставках, смотреть на них можно было в основном снизу вверх. А в жилом квартале они расположены ниже, на уровне глаз зрителя. Их можно рассмотреть со всех сторон. То есть искусство будет иметь горизонтальный слой. Второе – это защита и долговечность. Главное новшество – объекты будут под стеклянными колпаками. Как у Маленького принца, мы защищаем наши «цветы» от непогоды! Проект рассчитан на все сезоны. И также будет подсвечиваться вечером. Витрины добавляют некую музейность бульвару, на котором будет представлена инсталляция. У каждого из пяти объектов преобладает определённый цвет. Например, спокойствие выражено оранжево-синими оттенками, а нежность воплощается в бело-фиолетовой гамме, напоминающую цветущую сирень.

– Почему было решено вернуться к работе и переосмыслить ее именно для нового городского поселения?

– Я люблю проекты с долгой жизнью. В саду Бенуа он был сезонным. Здесь же предложили сохранить его и переместить. Но для вживления в новую среду потребовалась доработка. Обычно люди думают, что паблик-арт – это просто взять объект из галереи и поставить его на улице. Но так не работает, потому что такое произведение не приживается. Вот, например, у Тишкова проект «Частная Луна» путешествует вместе с ним. Да, это та же Луна, но при этом она в каждом месте своя и снята под разными ракурсами. Так же и с цветами – их сажают везде одинаковые, но в каждом месте они выглядят и влияют на окружение по-разному. Происходит это и с произведением искусства, перемещаясь, оно меняется и становится новым высказыванием. Мне нравится идея, что объект станет достопримечательностью бульвара Белых ночей, его маркером на годы. Я знаю, что это не последний арт-объект здесь – бульвар будет развиваться, появятся «соседи». «Текущий сад» закладывает основу.

– Расскажите о названии. «Текущий сад» – в нем заложен глубокий смысл?

– Да, здесь двойное значение. «Текущий» как «нынешний», «сегодняшний». Это про здесь и сейчас. Спальные районы часто не имеют глубокой истории. Она начинается с их застройки. Проект помогает жителям творить свою историю прямо сейчас, закладывая культурный слой. Еще «Текущий» как «перетекающий», «движущийся». Это связано с моей авторской техникой «биотипии», где я работаю с течением краски по воде. Такая система позволяет цветам не только смешиваться, но и взаимно усиливать друг друга. Когда они текут по воде, они не подавляют, а наоборот, дополняют, создавая гармоничное и выразительное сочетание. В результате получается красивая история. Этот процесс происходит постепенно, когда находишь созвучие между цветами. Город – это своего рода хаос. И в этом хаосе хочется выявить закономерности, привнести культурный и художественный порядок. Аналогично, с помощью «биотипии» я сначала создаю хаос из цветовых потоков, а затем структурирую его, формируя упорядоченную композицию. «Текучесть» проецируется и на сам проект. Бульвар Белых Ночей превращается в реку эмоций, по которой люди движутся.

– Арт-объект реализован под эгидой вашей долгосрочной программы «Спальный район». Что привлекает вас в работе и создании искусства именно в отдалённых от центра частях города?

– Спальные районы – моя особая любовь. Но это и большая ответственность. Там ты не вписываешься в исторический контекст, как в центре, а создаешь культурный слой с нуля. Искусство должно находить отклик у представителей разных поколений. Сложность в том, что районы часто похожи, но именно паблик-арт может придать уникальность, стать точкой притяжения и гордости. Я видела, как меняется самоощущение жителей, когда в их, казалось бы, обычном районе появляется искусство. Они начинают им гордиться. Это переворачивает представление о том, что все интересное только в центре. Искусство становится не роскошью, а необходимой частью инфраструктуры комфортной жизни.