Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В ТЮЗе начались премьерные показы спектакля «Красавица»

Его поставил Тимур Кулов
Фото: ТЮЗ имени А. А. Брянцева

В ТЮЗе имени А. А. Брянцева идут премьерные показы спектакля «Красавица» (12+). Это пронзительная история о том, как в страшные блокадные дни простая сотрудница зоопарка осталась рядом со своей питомицей-бегемотихой и спасла ей жизнь.

Историю о том, как Ленинградский зоопарк жил в блокаду, помнит не одно поколение его посетителей. Многие слышали о том, как от стресса, полученного после первой же бомбежки, замолчали обезьяны. И как несколько дней кричала под завалами слониха Бетти. Но даже в Петербурге не все знают о том, как смотрительница зоопарка Евдокия Дашина спасала в блокаду бегемотиху по кличке Красавица.


Фото: ТЮЗ имени А. А. Брянцева

Евдокия и Красавица

С рассказа этой истории и начинается спектакль. Зрители узнают, что во время эвакуации всеобщую любимицу не сумели вывезти из Ленинграда. И, когда осенью 1941 года отключили электроэнергию и водопровод, с бегемотихой осталась ее смотрительница Евдокия Дашина, которая заботилась о ней всю войну.

Это было непросто – животному требовалось до 40 килограммов корма в день. Евдокия Дашина шла на хитрости: распаривала в воде опилки, добавляла туда жмых и отруби, и готовила кашу. Еще сложнее обстояло дело с водой, в день ее требовалось не менее 400 литров! Она была нужна не только для питья, но и для купания бегемотихи – иначе та могла погибнуть.

Этого не случилось. Благодаря тихому подвигу Евдокии Дашиной Красавица пережила блокаду. Что стоило этой женщине её выходить – одному Богу известно.


Фото: ТЮЗ имени А. А. Брянцева

Театральный сюжет

Поставил спектакль «Красавица», по окончании которого смахивают слезы почти все его зрители, режиссер ТЮЗа Тимур Кулов. Работать в театре он начал недавно. И когда из Татарстана приехал в Петербург, то вместе со своими детьми решил посетить и зоопарк.

«Я зашел в музей зоопарка и увидел блокадный снимок бегемота Красавицы и Евдокии Дашиной, ее смотрительницы.

Заинтересовался, стал расспрашивать и понял, что это абсолютно театральный сюжет», – поделился режиссер.

Тимур признался, что история о том, как в блокаду хрупкая женщина спасает многотонного бегемота, поразила его. Тогда-то и родилась мысль поставить этот спектакль на сцене Театра юных зрителей.

«В нашей истории не звучат выстрелы, нет бомбёжек и криков. Это подвиг тихий. Просто Евдокия Дашина не могла иначе. По сути, это история спасения друг друга, где все пронизано большой любовью», – говорит режиссер.



Фото: ТЮЗ имени А. А. Брянцева

Блокадный код

Рождался этот спектакль непросто. Все его участники сознавали, что смотреть «Красавицу» будут блокадники, их дети и внуки, в которых, как они говорят, очень силен генетический код блокады. Да и обеим исполнительницам – Анне Слынько (Евдокия Дашина) и Василине Стрельниковой (Красавица) эта тема очень близка – ведь их бабушки тоже пережили эти страшные 872 дня. Поэтому все создатели спектакля чувствовали свою ответственность и понимали – сфальшивить нельзя.

«Работа была очень творческая. Нам хотелось высказаться о войне и блокаде, найти нестандартный подход. Вскрыть тему, которая задевает и актеров, и зрителей», – говорит Василина Стрельникова.

Подробных материалов о том периоде сохранилось немного, поэтому режиссер вместе с актерами творчески дополняли эту историю.

«Мы нашли статью, но в ней излагались только сухие факты. Поэтому мы, как на каркас, наращивали на нее диалоги, которые могли бы происходить у Красавицы и ее смотрительницы. Мы хотели рассказать о любви, благодаря которой Евдокия Дашина спасла бегемотиху, а та спасла ее. Это очень честный разговор», – говорит Анна Слынько.


Фото: ТЮЗ имени А. А. Брянцева

История подвига

По словам директора ТЮЗа Светланы Лаврецовой, когда началась подготовка к 80-летию Великой Победы, в театре тоже задумались о новой постановке.

«В основном все брали серьезный материал, произведения, хорошо известные зрителям. Нам хотелось сделать что-то особенное. Тут-то Тимур Кулов, удивленный тем, что история про спасение бегемотихи в годы блокады до сих пор не нашла своего сценического отражения, и предложил поставить ее на Новой сцене», – рассказала Светлана Лаврецова.

Спектакль родился не сразу, вначале было много придумок и юмора. Потом его создатели поняли: пусть он рассчитан в первую очередь на детей и на семейный просмотр, его тема слишком важна, и облегчать ее восприятие не стоит. Хотя, конечно, место шуткам в спектакле тоже нашлось.

«Сегодня, как никогда, важно умение сохранить человеческое в самых предельных обстоятельствах. Поэтому для меня история о том, как хрупкая женщина спасает многотонного бегемота в блокаду – это, конечно, история подвига. Через темноту выйти к свету – сегодня это особенно актуально. Я бы хотел от этого спектакля надежды», – говорит Тимур Кулов.