Петр Лундстрем: «Культурный десант 45/25» сможет ответить на многие острые вопросы

Известный музыкант скрипач Пётр Лундстрем недавно объявил о старте масштабного проекта «Культурный десант 45/25», посвящённого 80-летию Победы, в рамках которого в нескольких городах страны состоятся встречи с писателями и поэтами, концерты, показы документальных фильмов, форумы-обсуждения самых важных вызовов, стоящих перед отечественной культурой.
– Петр, расскажите о программе и об участниках «Культурного десанта 45/25».
– «Культурный десант 45/25» – это первый проект нашего концертного агентства «КА22», которое мы организовали совместно с Анной Ховановой. Он уже стартовал в Якутии и в дальнейшем охватит 8 городов страны. Отдельная его часть пройдет в Поволжье. В июне мы с коллегами посетим Нижний Новгород, Казань, Самару и Волгоград – проедем по Волге, по великой русской реке на «Метеоре». Для меня это один из символов возрождения России – уникальное создание советских инженеров, судно на подводных крыльях, производство которого в 90-е годы было прекращено, но сейчас этот проект в Нижегородской области возобновили на современной технологической базе. И мы подумали, что это будет очень символично.
В «десанте» примут участие «Оркестр Непокоренных» – Донецкий симфонический оркестр, хор им. А. Александрова, писатели Захар Прилепин и Сергей Лукьяненко, военный документалист Максим Фадеев, поэты Мария Ватутина и Анна Долгарева, музыканты, художники... В каждом из городов мы будем находиться сутки. В рамках культурной программы проведем встречи с писателями и поэтами. Захар Прилепин, например, представит читателям свой новый роман «Тума» про Степана Разина.
Важнейшая часть «десанта» – форумная. Мы будем организовывать в каждом городе пленарные заседания с участием губернаторов, представителей федеральных органов власти, волонтеров, участников СВО и деятелей культуры. Мы все знаем, какую роль культура играла во время Великой Отечественной войны. А что сейчас культура может сделать для победы? Какой образ будущего может предложить современная русская культура? Без образа будущего легко можно потерять ту победу, в которую мы все, безусловно, верим. И мы помним, что Советский Союз, победивший в самой страшной в истории человечества войне, просуществовал после победы чуть более 40 лет. Как нам это не допустить? Для меня это очень больной вопрос.
– Сверхзадача «Культурного десанта» – понять, какую Россию мы хотим видеть?
– Хотя бы поставить вопрос и обозначить главные проблемы. Это уже большая задача. Порой самое важное в процессе лечения – правильная постановка диагноза. Возможно, наш «десант» сможет сформулировать важные вещи и частично ответить на многие острые вопросы.
– С вами едет и режиссёр Максим Фадеев, автор документальной ленты «У края бездны»?
– Важнейшая часть «Культурного десанта» – показ этого мощного документального фильма. Максим Фадеев – с камерой в руках, вместе с бойцами батальона «Сомали» – прошел штурм Мариуполя. Он сохранил для нас и для истории уникальные кадры. Его картину сложно смотреть нам, современным зрителям, привыкшим к голливудскому хэппи-энду. А там всё настоящее, и герои погибают на наших глазах... Роль этой кинохроники сложно переоценить, люди будут ее смотреть и через десятилетия.
– Завершится ваша поездка по Волге большим филармоническим концертом?
– Да, исполнением симфонии «Русскому Донбассу» композитора Алексея Сергунина. Это первое произведение в жанре классической музыки, которое написано о происходящих сейчас событиях. Глубоко программное, и параллелей с Седьмой симфонией Шостаковича здесь не избежать. Она, как мы знаем, была исполнена уже в 1942 году. У нас – при увеличившемся темпе жизни – в культуре всё происходит немножечко дольше.
Премьера симфонии прошла на Фестивале Олега Лундстрема в Забайкальском крае в ноябре прошлого года. Это монументальное произведение для симфонического оркестра, смешанного хора и солирующей скрипки. Алексей Сергунин – молодой композитор, он со мной был в зоне специальной военной операции, выступал для наших ребят и мирных жителей, написал целый цикл донбасских песен для фортепиано, а три года назад победил на конкурсе Рахманинова со «Скерцо в русском стиле». Он написал важнейшее произведение. Это классическая четырехчастная симфония. Первая часть называется «Шахтерам», вторая «Военным», и там звучит стихотворение Анны Долгаревой «Стой, Россия», посвященное Александру «Злому» Шубину, другу и бойцу Захара Прилепина, погибшему при покушении на писателя. Это самая мощная, для меня кульминационная, часть произведения.
Третья часть симфонии называется «Чакона», и она посвящена всем творческим людям, поддержавшим страну. А четвертая «Катехон» – это и есть образ будущего, каким его видит композитор.
Эта симфония не ура-патриотизм, не «Z-культура», в рамки которой нас пытается записать противоборствующая сторона. Это высокое подлинное искусство. Которое, конечно же, как и любое подлинное искусство, глубоко патриотично по своей сути.
– Санкт-Петербург в рамках «Культурного десанта» вы посетите?
– Обязательно. Мы приедем в Петербург в августе, программа будет примерно такая же, как и в других городах... Но специально для петербуржцев мы организуем большой уличный рок-концерт на площадке Морпорта, где выступят наши знаменитые музыканты: Рич, Сергей Бобунец, Алексей «Джанго» Поддубный, группа «25\17».
– Идея собрать в едином пространстве музыкантов, режиссеров, писателей и поэтов – это в какой-то степени ответ либералам с их устойчивыми «горизонтальными связями» в культуре?
– Безусловно. Один из девизов нашей команды: «Сопротивление через созидание». Эту фразу в свое время произнесла историк Ольга Четверикова, а я запомнил. Невозможно сопротивляться только через разрушение, необходимо в первую очередь созидать, создавать что-то настоящее, за что люди смогут зримо ухватиться. Конечно, это попытка установить горизонтальные связи, которыми наши недруги так сильны. И, конечно, это попытка возобновить традицию салонных концертов эпохи Российской империи или «квартирников» советского времени, во время которых встречались представители разнообразных направлений искусства. Кто-то на этих встречах пел, кто-то читал стихи или прозу, и эти дружеские посиделки приводили к появлению совершено удивительных творческих союзов. Это мне кажется важным.
Вообще, что меня сейчас глубоко волнует, так это чудовищные расколы внутри патриотического сообщества. Хочется собрать воедино все части нашего общества и нашей истории, найти тот самый «царский путь», срединный путь – где вместе правые и левые, красные и белые. Мы хотим объединить творческих людей, которые любят свою Родину.
– Захар Прилепин на пресс-конференции, посвященной старту «Культурного десанта» сказал, что вы сейчас находитесь в точке сборки новой отечественной культуры. На каких критериях должна проходить эта сборка?
– Очень хочется уходить от штампов и громких фраз, но я действительно считаю, что русская культура всегда должна стоять на базе безусловной любви – к Богу и к Родине. Валентин Григорьевич Распутин, один из любимейших писателей в моей семье, сказал: «Мировоззрение художника – это, прежде всего, Родина, её судьба, её правостояние и благостояние». Эти слова всегда для меня были неким ориентиром. А второй девиз нашей команды: «Патриотизм через профессионализм». Я искренне убежден, что Родине нужны профессионалы. Как мы знаем, кадры решают всё. У нас катастрофическая кадровая проблема, в том числе в патриотической культуре. У этого есть объяснение – все кадровые институты и различные институции всё это время работали на другую сторону, и сейчас мы с трудом это отставание преодолеваем. Но я не так пессимистичен, как многие мои коллеги. У нас в России такое количество талантливых людей! Их просто нужно обучить.
– Вы убеждены, что течение истории сможет пересилить эту инерцию постсоветской культуры – с её иррациональным презрением к своей стране и своему народу?
– Я понимаю, о чем вы говорите. И все-таки я верю. Потому что смена поколений, например, в управлении сейчас происходит. Кадровые институты есть, и они с 2016 года развиваются. Та же Школа губернаторов прекрасно работает, активно идёт смена поколений.
Но вот в культуре, действительно, подобного пока не происходит. А деятели культуры идеологически влияют на поколения. Меня это тоже очень волнует, и год назад я выступал в Совете Федерации перед Валентиной Ивановной Матвиенко. Говорил об отсутствии кадрового института, который бы воспитывал национально ориентированную элиту в сфере культуры. Творческие вузы – это все-таки не кадровые институты, а просто место обучения профессионалов в разных сферах искусств. Нам необходимо создание кадрового института. Некой Президентской академии культуры и искусств, которая не конкурировала бы с творческими вузами, а была именно мировоззренческим и ценностно ориентированным проектом.