В музее Фаберже проходит выставка пермских художников

В музее Фаберже в пятницу открылась выставка «Открытый мир. Современное искусство Пермского края», организованная совместными усилиями культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. Проект «Открытый мир» посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. И пусть линия фронта не дошла до Пермского края, но он сполна ощутил на себе все тяготы тыла. Это не могло не отразиться на творчестве художников, создавших свои полотна уже во второй половине ХХ века.
На выставке представлено 110 произведений живописи, графики, скульптуры, причем, некоторые были созданы явно под влиянием пермских исторических артефактов бронзового века. Среди работ – полотно «Хлеб фронту» Евгения Широкова. Картина с «плакатным» названием на самом деле изображает изможденную мать с младенцем на руках, которому явно недостает молока, ведь в первую очередь питание шло бойцам. Зато «Родное Прикамье» Владимира Мальцева так и дышит позитивом, солнечной энергией, поскольку создано уже в стабильных 80-х. Занятно смотрится и наводит на отвлеченные мысли картина «Разговор с Монро», созданная художницей Марией Колывановой уже в этом веке. Бронзовое изображение женщины по имени Ильсияр со взглядом, исполненным надежды и веры, открывается с особой стороны, если знать, что с татарского Ильсияр переводится как «любящая свою Родину».
Мировое художественное наследие Пермского края – это не только бронзовые изделия, добытые на раскопках, но и город Юрятин из «Доктора Живаго» Пастернака, в котором без труда угадывается Пермь. А также память о Сергее Дягилеве, чье детство также прошло в Перми. Культурные связи Петербурга и Перми (точнее Ленинграда и Молотова) особенно окрепли как раз во время войны, поскольку именно в этот город эвакуировали экспонаты из музеев Северной столицы, рассказала директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян. Для хранения коллекций отвели Спасо-Преображенскую церковь. Именно там до 2023 года размещалась галерея, пока для нее не построили новое здание. Сейчас как раз осуществляется переезд.
Помимо Пермской государственной художественной галереи, в наполнении выставки участвовали Пермский краеведческий музей и музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36». Несколько работ прибыло и из частных коллекций.
Президент Фонда «Связь времен» и директор Музея Фаберже Владимир Воронченко отметил, что выставка пермского искусства уже вторая в проекте. Первая была посвящена екатеринбургским музеям и обрела большую популярность – за месяц ее посетили 8 тысяч человек. Он признался, что больше всего очаровался картинами Евгения Широкова. Помимо «Хлеба фронту», на выставке есть еще полотно «Ветеран». Описывать его смысла нет – надо увидеть. И из 2025 года оно смотрится совсем не так, как смотрелось в 1970-м, когда было написано.
«Благодаря выставке мы открываем самобытное творчество пермских авторов, в том числе тех, которые нам еще не знакомы, – заявил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин. – И видим, какой сакральный смысл вкладывался художниками в свои работы».
В день открытия выставки в музее запланированы поэтические чтения – они начнутся в 16 часов. Свои стихи прочитают поэты не только из двух столиц, но из Челябинска, Екатеринбурга, Казани и Курска.