Яндекс.Метрика
  • Марат Белышев

Петербург меняется на глазах: какие городские проекты строительства реализуют в ближайшее время

Санкт-Петербург – город, где умели строить всегда. От дворцов до мостов, от колонн до каналов – масштаб, дерзость и инженерный гений здесь прописаны в генах. Сегодня Северная столица переживает очередной виток строительного бума – на наших глазах формируется новый Петербург. Не в переносном, а в самом буквальном смысле
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

«Лахта Центр 2.0»: продолжение нового Петербурга

Совсем недавно для посетителей открыли двери «Лахты-1», и соцсети сразу наводнили огромное количество красивых фотографий с высоты птичьего полета и позитивных комментариев. Но, как всем известно, строительство одного небоскреба совсем не конец, а только начало развития нового современного мегаквартала. Так, планируется строительство еще двух новых небоскрёбов – «Лахта Центр – 2» и «Лахта Центр – 3», которые дополнят уже существующий «Лахта Центр» и сформируют архитектурный ансамбль из трёх башен. Это не просто продолжение «Газпрома», а формирование новой урбанистической зоны – современного центра, притягательного не только для бизнеса, но и для горожан.

Несмотря на изначально скептическое отношение к проекту, планируется, что три башни Лахты сформируют новый визуальный и функциональный центр притяжения в Северной столице. Подобно тому, как Москва-Сити изменила силуэт Москвы, «Лахта» изменит и восприятие Петербурга. Благодаря реализации проекта город станет богат не только традиционной архитектурой, но и действительно современными зданиями, которые подчеркнут его величие в новой эпохе – в XXI веке.

ШМСД – магистраль, которой не хватало

Один из самых масштабных проектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области наряду с КАД и ЗСД, который вызывает бурное обсуждение в социальных сетях и СМИ. Магистраль призвана соединить восточные и южные районы города с центром, а также обеспечить прямой выход на федеральные трассы, такие как «Кола» (Р-21), разгрузив при этом КАД и улично-дорожную сеть города. Одним из ключевых объектов ШМСД станет новый мост через Неву, который соединит Зольную и Фаянсовую улицы в Невском районе. Кстати, этот мост будет первым построенным разводным мостом за 40 лет!

Кстати, ещё в декабре 2024 года был завершен первый этап Широтной магистрали скоростного движения – было запущено движение по Витебской развязке Западного скоростного диаметра (ЗСД). Многие автомобилисты успели оценить удобство нового транспортного узла, но часть горожан все также не верят в необходимость реализации последующих этапов ШМСД.

Большой Смоленский мост

Буквально в километре от планируемой магистрали ШМСД прямо сейчас реализуется другой крупнейший инфраструктурный проект последних лет. Он соединит левый и правый берега Невы в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай, обеспечивая прямую связь между историческим центром и новыми районами. Строительство началось в конце 2023 года и продвигается с опережением графика. Изначально завершение строительства планировалось на 2029 год, однако сроки были сокращены – теперь мост должен быть полностью готов к 2 ноября 2028 года.

Большой Смоленский мост станет важным элементом транспортной инфраструктуры Петербурга, улучшая связь между районами и снижая нагрузку на существующие переправы. Он также обеспечит развитие общественного транспорта, включая трамвайные маршруты, и создаст новые пешеходные и велосипедные маршруты.

Намывные территории: квартал, выросший из воды

Намывные территории не новинка для нашего города – они появлялись ещё в XVIII веке при Петре I. Но это не мешает некоторым жителям сомневаться в безопасности и необходимости развития городских территорий именно таким способом. Несмотря на это, сегодня эта традиция продолжается на новом уровне – с высокими технологиями, грамотным моделированием и экологическим контролем. Так, можно привести в пример последний из возведенных районов – южный намыв. Южный намыв – это уникальный в России проект создания территории «с нуля», который стал экспериментальной площадкой для урбанистов и архитекторов. Подтверждение правильно выбранного курса – высокий интерес международных партнеров к такому виду строительства. Только за последний год намыв посетили три международные делегации – из Китая, Белоруссии и Узбекистана. К слову, не отстает и развитие северного намыва, освоение которого можно ждать в ближайшее время.

К 2025 году завершилось формирование новых земель к северу от Морского фасада. И если южный намыв в значительной степени сталкивался с трудностями, в первую очередь связанными с несинхронизированным строительством жилья, то подход к развитию новой территории принципиально отличается. Планируется, что на территории будут возводить школы, офисы и пешеходные зоны параллельно со строительством жилых комплексов. При этом вся площадь квартала будет образовывать единый архитектурный ансамбль со своим уникальным дизайн-кодом. Кстати, совсем недавно спикер ЗакСа Александр Бельский рассказал, что уже готов эскиз пешеходной набережной. По его словам, она будет немного «парить» над водой. Так, новый намыв становится не просто ещё одним районом, а становится важным шагом к осознанной урбанистике, где учитываются ошибки прошлого и внедряются лучшие современные практики.

Именно в таких крупных по замыслу и по реализации проектах проявляется настоящий характер Северной столицы: не бояться развития и новых изменений. И когда через 5 лет вы будете возвращаться с дачи через ШМСД, посидите в кафе на набережной северного намыва, поглядывая на три величественных небоскреба, а после приведёте ребёнка в школу на месте вчерашнего залива, вспомните: всё это делается сейчас!