Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Его прославили кони: сегодня исполняется 220 лет со дня рождения скульптора Петра Клодта

Он стал известен благодаря своим скульптурам лошадей, которые удивили современников достоверностью и грацией. Петербург украшают несколько его работ, в том числе композиция на Аничковом мосту
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург будто бы и не должен был стать скульптором. Он родился 5 июня 1805 года в семье небогатых аристократов немецкого происхождения. Его отец Карл Клодт был одним из героев войн с наполеоновской Францией, и его портрет кисти художника Джорджа Доу взяли в Военную галерею Зимнего дворца. Вот и Петру прочили военную карьеру: сначала он учился в войсковом казачьем училище, затем – в Михайловском артиллерийском училище.

Однако его главным увлечением стали скульптура и лошади. Заниматься резьбой, лепкой и рисованием Петр начал еще в Омске, где провел детство. Больше всего ему нравилось изображать лошадей: в свободное время Клодт рисовал их на бумаге или вырезал из дерева, а также наблюдал за этими животными. Он стал анатомом-самоучкой, тщательно изучил строение тела и поведение лошадей.

Не забывал о своем увлечении молодой Клодт и на службе в артиллерийской бригаде. А его судьбу определил удивительный случай.

Клодт вырезал деревянную лошадку для сына своего знакомого Николая Греча, видного редактора и литератора. Однажды у того собрались гости, среди которых были создатель великого словаря Владимир Даль и успешный писатель и издатель Фаддей Булгарин. Случайно заметив новую игрушку младшего Греча, гости пришли в восхищение. Они выяснили, кто сделал лошадку, нашли Клодта и подарили ему новые инструменты для работы.

А затем начали рассказывать всем знакомым о выдающемся самоучке. Через некоторое время две другие деревянные лошадки Клодта были переданы великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам, сыновьям Николая I. Так о начинающем скульпторе узнал сам император. Тогда Клодт ушел с военной службы ради мечты – занятия скульптурой.

БОЛЬШОЙ ЗАКАЗ

После увольнения из армии он вел жизнь очень аскетичную, если не сказать бедную. Снимал помещение в подвале, где и жил, и работал. Туда можно было заводить лошадей, чем Клодт и пользовался, чтобы рисовать их в разных ракурсах и изучать со всех сторон.

После знакомства с литераторами он все же решил получить профильное образование и поступил вольнослушателем (студентом, который посещает занятия по желанию и не получает диплом) в Академию художеств, где его учителями стали прославленные скульпторы Самуил Гальберг и Иван Мартос.

С последним у Клодта сложилось особо тесное сотрудничество. Петр даже попросил у Мартоса руки его дочери Екатерины. Но та была богатой и привлекательной вдовой, так что Мартос взамен предложил Клодту свою племянницу, бесприданницу Ульяну Спиридонову. Интересно, что буквально сразу после женитьбы на Ульяне Клодт получил большой заказ, который прославил его. Ходили слухи, что Екатерина осталась очень недовольна решением своего отца. А брак скульптора оказался счастливым

Тем самым заказом были скульптуры на вершине Нарвских ворот, возведенных к 1834 году в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Клодт участвовал в создании фигур лошадей, дополняя работу Василия Демут-Малиновского и Степана Пименова.

Работа над оформлением Нарвских ворот на всю страну прославила Клодта как скульптора-анималиста.

ШЕДЕВРЫ ИЗ БРОНЗЫ

В то время, параллельно с заказом для Нарвских ворот, он получил еще один. Работа над скульптурными группами коней с возничими для Адмиралтейской набережной шла еще с 1817 года. Завершить проект предложили Клодту, он справился с заданием, но планы руководства изменились. Тогда Клодт предложил свой проект для строящегося Аничкова моста и получил согласие. Он создал четыре разные скульптурные пары коней и их укротителей.

Но и здесь возникли трудности. Скоропостижно скончался Василий Екимов – соратник Клодта по проекту, глава Литейного двора Академии художеств, где отливались металлические скульптуры. Тогда Клодт, чтобы закончить свою работу, сам быстро обучился основам литейного дела.

Мост со скульптурной композицией «Укрощение коня человеком» был открыт в 1841 году и впоследствии стал одним из символов нашего города. А копии тех коней и их укротителей, которые тоже сделал сам Клодт, были отправлены в качестве подарка Николая I в Берлин и Неаполь и до сих пор украшают эти города.

Другими выдающимися работами скульптора стали два памятника. Первый – баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду (1855). Его постамент украшают бронзовые скульптуры животных – героев басен. Чтобы достоверно изобразить их всех, мастер провел грандиозное исследование. Вторая работа – памятник Николаю I на Исаакиевской площади (1859). Он уникален тем, что это всего третья конная статуя в истории, у которой две точки опоры. Также Клодт работал над горельефами для храма Христа Спасителя в Москве и возглавлял Литейный двор.

Несмотря на известность и множество заказов, Клодт так и не нажил богатства. Среди его потомков были художники и другие деятели искусства. Он скончался в 1867 году – по легенде, вырезая изображение лошади из бумаги.