Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Петербуржцев приглашают познакомиться с историей Петровского дока в Кронштадте

Общая длина маршрута составляет 400 метров
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В Кронштадте запустили туристический маршрут по территории Петровского дока. Общая длина маршрута составляет 400 метров. Каждые 15 минут по памятнику проходят аудиоэкскурсии. Чем примечателен Петровский док и как устроена экскурсия, рассказал научный сотрудник Музея истории Кронштадта Александр Федоров.

Напомним, что Петровский док находится в оперативном управлении Музея истории Кронштадта.

Незавершенная идея

По словам Александра Федорова, известно, что идея строительства сооружения принадлежит Петру Первому. Однако планы российского императора были куда грандиознее. Он хотел возвести на острове Котлин не просто док – базу для ремонта кораблей, а построить четыре судоходных канала, которые пересекали бы остров с севера на юг и с запада на восток. Один из каналов должен был завершаться бассейном, к которому бы примыкали 6 стапелей,  или сооружений для ремонта и постройки кораблей. Претворять свои грандиозные планы в жизнь Петр Первый начал, но довести до конца не успел. Умер.

«В XVIII веке гидротехническая терминология отличалась от современной. Сейчас сухим доком называется сооружение, которое заполняется водой, затем туда заходят корабли, воду выкачивают, а корабль ставят на ремонт. В то время такой док называли мокрым. А сухим доком считался стапель. В Адмиралтействе на стапелях строили корабли, а затем их спускали на воду. Такие ремонтные стапели собирался построить на Котлине Пётр Первый. На них и планировали поднимать судно, которое подлежало ремонту, а потом по наклонному трапу спускать в воду. Вот такой был замысел Петра Великого. Но он не реализовался, так как после смерти императора работы в Кронштадте остановились», – рассказывает Александр Федоров.

Строительство возобновилось только в 30-е годы XVIII века и продолжалось до конца 1751 года. Тогда появилась идея использовать уже вырытые котлованы, которые изначально предназначались для каналов, для устройства сухого, по современной терминологии, дока. Начальником строительства тогда назначили генерал-майора барона Иоганна Людвига Любераса.

«Он является автором идеи о том, чтобы сделать сухой док, который строился в этих котлованах, самоотливным. Для быстрого спуска воды ниже уровня доков был выкопан глубокий бассейн, и таким образом появился уклон. При открытии сливной шахты доки осушались всего за сутки. Для того времени это было настоящее чудо. Дело в том, что в XVIII веке воду из доков выкачивали с помощью насосов, которые приводили в действие ветряными мельницами. Это называлось «вымеливать» воду. Правда, при таких условиях выкачивать воду из дока могли месяц, а то и два», – рассказывает эксперт.

«В итоге система осушения доков работала следующим образом: судно, требующее ремонта, по каналу проходило в доки, закрывались шлюзовые ворота, вода из дока по дну Докового оврага вытекала в бассейн, откуда при помощи ветряных мельниц и конных машин откачивалась в море», – рассказывает Александр Федоров.

Создание этой системы часто приписывают Петру Первому. Однако принадлежит она другому человеку, а вот начало строительства докового бассейна действительно принадлежит российскому императору.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

250 лет службы

«Открытие Петровского канала и доков с обновленной системой состоялось летом 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и множества гостей. Это было грандиозное сооружение для того времени, и, конечно, оно произвело большое впечатление на людей. Док проработал более 250 лет. На протяжении всего времени функционирования дока принцип его осушения не требовал совершенствования. Длина всего сооружения от устья канала до бассейна – 2 километра 240 метров», – рассказывает эксперт.

В дореволюционное время Петровский док был частью Кронштадтского Адмиралтейства, где обслуживались корабли флота. В советское и уже в наше время – одним из цехов Кронштадтского морского завода, где ремонтировали корабли.

«В 2006 году его прекратили эксплуатировать. Свой срок он отработал. Все 250 лет его использовали по прямому назначению для ремонта кораблей. Какое-то время он стоял в заброшенном виде. Сегодня его постепенно приводят в порядок. В настоящее время ведутся противоаварийные работы – в той части дока, которая примыкает к оврагу», – рассказывает Александр Федоров.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В 400 метров

Недавно по территории Петровского дока проложили новый туристический маршрут. Теперь каждый посетитель может пройти вдоль сооружения и осмотреть его поближе. Для этого сделаны три смотровые площадки в начале, в середине и в конце маршрута. Сам путь составляет 400 метров.

«Сеансы проводятся каждые 15 минут. У гостей есть возможность познакомиться с историей памятника с помощью аудиоэкскурсии, которая длится 45 минут, – говорит эксперт. – В экскурсиях с участием профессионального экскурсовода необходимости нет», – заверил Александр Федоров.

Компетентно:

«Открытие Петровского дока для широкой публики в год 321-летия Кронштадта – это важное событие для всех, кто интересуется историей и культурой. Этот выдающийся объект, «Канал имени Петра Великого с гидротехническими сооружениями», теперь доступен для посещения, позволяя каждому прикоснуться к значимой странице нашей морской истории. Это решение полностью соответствует стратегическим задачам Санкт-Петербурга по сохранению наследия и поддержке культуры, о которых неоднократно говорил губернатор Александр Беглов. Мы видим в этом отличную возможность по-новому взглянуть на Кронштадт и его богатое прошлое. Приглашаем всех желающих открыть для себя эту часть истории!» – сказал глава администрации Кронштадтского района Андрей Кононов.