В Петербурге оценили мастерство вагоновожатых

В августе будет три года, как Вячеслав Авершин трудится водителем трамвая. Он работает на маршруте №55 – от улицы Шаврова до Придорожной аллеи. В основном пассажиров с ограниченными возможностями Вячеслав встречает на остановках вдоль парка «Сосновка». Чаще слабослышащих и слабовидящих, реже на колясках. Вячеслав многих из них уже знает в лицо и всем помогает при посадке и высадке.
«Стараюсь с пассажирами больше по-человечески общаться, не по бумажке. Вижу слабовидящего, соблюдая все правила, выхожу: «Здравствуйте, вам какой трамвай нужен?» Все-таки тут есть несколько маршрутов, а он ведь не видит, с палочкой стоит. Если человеку нужен 55-й, то прошу разрешения помочь ему зайти, помогаю сесть, оплатить проезд и спрашиваю, где пассажир выходит, чтобы ему помочь. Все-таки все мы люди. Главное – по-человечески общаться», – рассказывает Вячеслав Авершин.
Уроки мобильности
Стандарты обслуживания маломобильных пассажиров на электротранспорте водители трамваев и троллейбусов постигают еще во время обучения в Учебно-курсовом комбинате ГУП «Горэлектротранс».
Пассажира с особыми возможностями здоровья, как объяснил «Петербургскому дневнику» мастер производственного обучения вождению трамваев Учебно-курсового комбината «Горэлектротранса» Айрат Бикчантаев, водители замечают еще на остановке. Если человек на коляске, с собой нужно взять инвентарный ключ для откидной аппарели, а еще обязательно улыбку.
«Водитель трамвая – это лицо города Петербурга, поэтому очень важно быть приветливым и отзывчивым», – отметил Айрат Бикчантаев.
А дальше дело техники: узнать, до какой станции следует пассажир; откидывая и закрывая аппарель, придерживать ее, чтобы не поднять облако пыли. В салоне, если место для колясок занято, нужно вежливо попросить пассажиров освободить его, но ни в коем случае не для «инвалида», а для «размещения коляски».

Взгляд изнутри
Региональная общественная организация инвалидов «Свет Феникса» заключила соглашение о сотрудничестве с «Горэлектротрансом» в сентябре прошлого года. Но и до того, как рассказал президент «Света Феникса» Александр Чеботару, в организации занимались доступностью общественного транспорта. Люди на колясках устраивали инспекции, проверяя, насколько водители и транспорт готовы перевозить маломобильных пассажиров.
«Для нас важно не столько то, насколько грамотно водитель может помочь. Даже если у человека немножко не хватает компетенции, но он не стесняется спросить у маломобильного пассажира, как лучше помочь, шероховатости нивелируются. Мы понимаем, что водителям непросто, но нам деваться некуда. Для нас альтернатива – только замыкаться и оставаться дома», – подчеркнул Александр Чеботару.
Пассажиры, и маломобильные не исключение, добавил президент общественной организации, могут простить водителю практически любую ошибку, кроме грубости и безразличия.
«Мы понимаем, что есть график, есть расписание. Но мы все как минимум становимся старше, и никто из нас не застрахован от потери здоровья. Человек, который получил травму или инвалидность, тот же, что и раньше. Но он может замкнуться в себе, если транспорт будет его игнорировать. С этим мы боремся», – поделился Александр Чеботару.

Достойное место
В этом году водители троллейбусов и трамваев впервые столкнулись с обслуживанием маломобильных пассажиров на конкурсе профессионального мастерства.
Баллы в новой номинации конкурса, как рассказал заместитель начальника службы движения «Горэлектротранса», главный судья соревнований Максим Лагуткин, сопоставимы с оценками за другие упражнения.
Оценивали качество обслуживания маломобильных пассажиров и сами люди с ограниченными возможностями.