Социальные работники Петербурга рассказали «Петербургскому дневнику» о деле, которому посвящают жизнь

Культорганизатор дома социального обслуживания «Серафимовский» Валентина Олейник:
«Всем нужны развлечения, и не только тихие вроде книг и шахмат. Когда я только пришла сюда работать, сразу предложила устраивать дискотеки для пациентов: ведь молодым нужны общение, движение, музыка… Прежний директор сказал, что это ни к чему: танцы будут действовать возбуждающе, а подопечные у нас и так нестабильные. Потом пришел новый руководитель Евгений Чистяков. Он впоследствии получил премию «Золотой пеликан». В общем, он сказал: «Давайте попробуем».
Танцы полюбили все. И хотя у нас танцуют люди разных возрастов, никто не пытался навязывать свою любимую музыку. Есть песни, которые всем нравятся.
Сначала у нас был просто музыкальный центр, а теперь есть и светомузыка. Наши подопечные и сами любят петь, поэтому мы им даем такую возможность: есть такое мероприятие – «Открытый микрофон». Ментальное расстройство – это вовсе не обязательно сниженный интеллект. Многие наши ребята любят читать, в том числе классику или журналы типа «Наука и жизнь». Правда, детективы и фантастику, от Жюля Верна до Сергея Лукьяненко, уважают тоже. А еще они хорошо играют в шашки и шахматы, так что мы даже ездим с ними на соревнования.
У меня 12 реабилитационных программ: музыкальная, книжная, выставочная… У нас немало лежачих подопечных: они подчас не могут не то что на соревнования поехать, но даже почитать книгу. Им надо, чтобы с ними просто поговорили. Они любят, когда их слушают, – даже если просто читают стихи».

Воспитатель Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дом социального обслуживания «Вместе» Татьяна Морозова:
«Я работаю с детьми. Многие из них обречены на то, чтобы всю жизнь прожить в интернате: сначала детском, потом взрослом. Ведь самостоятельно они жить не смогут, а родственников у них нет. Главные качества в нашей работе – терпение и вера в каждого ребенка. Это помимо призвания. Оно важно в первую очередь, потому что мы работаем в команде. У нас приходят воспитатели – и уходят. Но некоторые остаются на всю жизнь, потому что это и есть люди с призванием.
Каждый день ты приходишь на работу и видишь в детских глазах искорку радости. Они принимают тебя любым, ценят, бегут навстречу и тычутся носом в брючину. Эти люди не получили в семьях самого важного – вот этой ласки и объятий. И стараешься им ее дать. У нас два воспитателя и пять нянечек. И хорошо, что они работают десятилетиями и не уходят, потому что дети к ним привыкают и будут тяжело воспринимать расставание.
Но все равно для нас самое лучшее достижение – когда ребенка забирают в семью. Это значит, что мы помогли ему социализироваться, что его недуги больше не отпугивают родителей. Например, мы долго работали с мальчиком Денисом из Гатчины, а также с его мамой. Показывали, какой он спокойный и как приучен к быту, так что его даже можно оставлять одного дома. Они забрали его – и очень довольны. Мы постоянно созваниваемся, и родители говорят, что у них все хорошо.
Не менее приятно, когда взрослые наши воспитанники становятся настолько хорошо социализированными, что могут получить от государства квартиру и жить в ней самостоятельно. Когда ты работаешь с мальчиком, который два года не может научиться есть ложкой, ты представляешь себя старателем, который складывает золотые крупинки в тарелочку. Наши победы незаметны внешне, но мы-то уже через месяц увидим, как их стало много».

Педагог дополнительного образования Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению Роман Корнатко:
«Сам я инвалид по зрению и в свое время окончил Педагогический университет имени Герцена по специальности «коррекционная педагогика». Почти 15 лет я работаю в центре реабилитации инвалидов по зрению. Сейчас, например, тренирую с ними спутниковую навигацию: систему ориентирования, которая подсказывает вслух, где человек находится, что вокруг него, когда надо куда повернуть. Есть очень полезный навигатор OsmAnd, правда, он не умеет говорить, какой свет горит на светофоре. Но тут можно спросить прохожего или самому услышать, что машины остановились, а люди пошли…
Во Всероссийском обществе слепых я учу людей пользоваться сенсорными телефонами и планшетами. На их телефонах установлена специальная программа для считывания жестов: касания, проведения пальцем или двумя… На наших курсах учатся и молодые, и пожилые. Им преподают и компьютерную грамотность. Инвалиды по зрению уже могут освоить разные профессии.
Для слепых есть свои компьютерные игры: кто-то любит карточные, кто-то логические. Приложение диктует тебе масть и достоинства карт, которые в твоей раздаче, ты их запоминаешь. То же самое с шахматами. Но есть и специализированные игры для слабовидящих, например автогонки. Ты должен по звуку определять, куда тебе повернуть. Петербург – лучший город в России, если оценивать заботу о незрячих. Но я езжу по стране и понимаю, что другие мегаполисы сейчас стараются дотянуться до планки, которую задал Петербург».