Дмитрий Петрунь: «Начиная новую работу, я говорю: «Господи, помоги!»

– Дмитрий, два ваших спектакля «Там, где живут драконы» и «НеПлохие парни» идут в театре с аншлагами. Чем привлекла вас комедия Рона Хатчинсона «Лунный свет и магнолии», по которой ставится спектакль?
– Я впервые познакомился с этой пьесой лет десять назад и уже тогда подумал – какая интересная история, она будто специально создана для настоящего актерского аттракциона. И когда мы с Сергеем Шубом и Мариной Беляевой (руководители театра «Балтийский дом». – «ПД») стали обсуждать, какую пьесу поставить, они откликнулись именно на это предложение.
Конечно, что-то я поменял. Некоторые события и диалоги взял из книги, чтобы точнее донести ту или иную мысль до зрителя. Сделать эту историю немножко ярче и виузальней, чтобы своей энергией она заполнила весь большой зал. Для меня же пьеса интересна прежде всего тем, что многое в ней связано с профессиональной деятельностью.
– Но будет ли интересна эта творческая кухня широкому зрителю?
– Эта пьеса не просто о трех творческих людях со своими взглядами, конфликтами, мнениями. Она вообще про людей, потому что творчество – это не только кино или театр, это созидание. Это то, что делает человека человеком, каким бы видом деятельности он ни занимался. Так что наш спектакль не только комедийный, он еще и философский. Фильм «Унесенные ветром», ставший хитом, эмоционально соединил и вдохновил Америку, он перевернул историю.
– Как соблюсти пропорцию между исторической правдой и художественным вымыслом и при этом сделать так, чтобы зритель не заскучал?
– Да, сегодня публика насмотренная, СМСочная или, как говорят, клиповая. Чтобы удержать ее внимание, приходится использовать разные способы: где-то развлечь, где-то упростить, а где-то, наоборот, копнуть поглубже. Я склонен думать, что это плохо, но считаю, что такой подачи материала требует время, его ругать нельзя.
– Ваш сериал «Значит, нам туда дорога», показанный в дни празднования 80-летия Победы, получил много положительных отзывов, но в том числе были и негативные. Как вы воспринимаете критику?
– Я обожаю критику и полностью ее принимаю. История, придуманная для фильма, рождалась конфликтно. До этого я снял две картины про войну: «По законам военного времени» и «Офицерские жены». И вот – третий фильм на эту тему.
Сначала я спорил. Говорил, это неправда, почему никого не убивают, а немцы такие дураки? И вдруг пришел к выводу, что война – это концентрация жизни, когда она спрессовывается так, что эмоции и поведение человека становятся максимально яркими. Тогда я решил – дай-ка сделаю такую наивную, романтическую, легкую, веселую историю про войну, тем более что ее жанр был обозначен как «приключенческий».
Подобные съемки зачастую идут не по сценарию и случается всякое.
Когда меня спрашивают, какие случаи происходили на съемках, было ли опасно, я всегда отвечаю так: наверное, интересные истории замечают те, кто совсем недавно пришел в профессию, либо те, кто немножко не в профессии. Да, смешного много, опасного тоже, происходит всякое, но люди опытные этого не замечают. Бывает такое, что думаешь, как мы вообще выжили – то пожар, то наводнение. Здесь не взорвалось, там танк не туда заехал. Столько всего и разного происходит, потому что это живой процесс. Самое удивительное, что артисты, читая сценарий, радуются каждой трюковой сцене, как дети. А я, начиная съемки, говорю: «Господи, помоги!»

– Как вы подбираете актеров?
– Конечно, талантливый актер – это здорово, но нельзя, чтобы главными для него были райдер и деньги. При выборе актера для меня превыше всего хороший человек. Это мое категорическое условие.
Я, например, безгранично люблю и считаю самым талантливым Юрия Колокольникова (сериал «Воскресенский»). Это человек, который очень свободен внутренне. Этим он отличается от многих артистов.
Марина Александрова, сыгравшая Екатерину II, много предлагает, не боится быть некрасивой и приходит на съемки уже с разбором роли. Нравится она кому-то или нет – это другой вопрос. Но когда она уже в десять утра кладет передо мной листочки с разбором роли – это говорит о ее профессионализме. Мне было с ней очень интересно работать.
В «Балтийском доме» прекрасные артисты. За последние пять лет я впервые прихожу на репетиции с такой радостью. Здесь нет ни одного человека, с которым мне было бы некомфортно.
– Правду говорят, что вы не любите снимать родственников – ни жену Ольгу Арнтгольц, ни ее сестру Татьяну?
– Ольгу снял два раза, но после этого сказал все, стоп. Не хочу быть жестким к близким людям, переносить конфликты в семью. А главное, наверное, не хочу, чтобы они видели мои слабости. На репетиции или на съемках я могу кричать и ругаться, или быть растерянным. Если я теряюсь, то не хочу скрываться в это время под маской. Я не боюсь предстать таким перед другими людьми, но мне неприятно, что это будут видеть мои родственники.
Дома мы с женой можем переброситься парой фраз, но серьезно обсуждать работу – никогда. Переступается порог квартиры – профессия забыта.
– После премьеры чем хотели бы заняться? Какие у вас планы?
– Четвертого июня у меня премьера «Тихого Дона» на Красной площади, где будет проходить Книжный фестиваль. Его сыграет театр «Русская песня», для которого я поставил этот спектакль по легендарному роману Михаила Шолохова. О других планах говорить не буду. Предложения есть, но надо быть чуть посдержаннее, чтобы не сглазить.
– Тогда спрошу так: есть ли у вас режиссерская мечта?
– Я люблю сказки и комедии, обожаю «Гарри Поттера». С удовольствием снял бы детское кино. Если будут подобные предложения, то мечта осуществится.
Со своими сыновьями Акимом и Львом я хожу в театр и в кино, и мне очень обидно, что так мало выпускают хороших фильмов и спектаклей для детей. Плохо, когда мы на этом зарабатываем, ведь дети – самые незащищенные зрители.
Как говорит Владимир Машков: «Человек идёт в театр один раз: либо раз и навсегда, либо раз и никогда больше». И было бы неплохо нам всем об этом помнить.
ВРЕЗКА
Дмитрий Петрунь закончил Школу-студию МХАТ, курс Олега Табакова. Ставит спектакли в театрах России и режиссирует картины. В их числе «Офицерские жёны», «Раневская», «Екатерина. Фавориты», «Воскресенский», «По законам военного времени» и другие.