Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Детский психиатр Северин Гречаный: «Если санкции не эффективны – откажитесь от них»

Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, доцент рассказал «Петербургскому дневнику», как комфортно подготовиться к экзаменам и надо ли учиться на каникулах
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Отличники больше нервничают

 Северин Вячеславович, конец учебного года, годовые контрольные, экзамены – это серьезный стресс для школьников?

– Часто в стрессовый период жизни выходят наружу все проблемы и недопонимания, которые имели место в семьях ранее, но не звучали так громко и драматично. Любое стрессовое событие может играть как отрицательную, так и положительную роль. Конечно, в этой жизни можно вообще отказаться от любых экзаменов, максимально упростив задачи, которые ты перед собой ставишь. Но это скучно и неинтересно. Умение грамотно вести себя в стрессе, самообладание и контроль над эмоциями – это не только опыт преодоления трудности, поиск путей выхода из ситуации, которая кажется трагической и безвыходной, но и опыт рефлексии, шанс понять и лучше узнать самого себя. Так один ученик, имеющий блестящие способности, запоминающий материал с первого раза, путем собственных неудач пришел к выводу, что на контрольной или на экзамене он всегда демонстрирует результаты в среднем на балл ниже, чем реально знает, поскольку его внутренний самоконтроль непредсказуем, как погода. Он смирился с ситуацией, перестал волноваться за результат, заодно стал более внимательно повторять прочитанное. В итоге все пошло на пользу, и он стал выжимать из имеющихся собственных ресурсов максимум.

– Кто более уязвим в этом плане: малыши, средняя школа, выпускники?

– В современных сложившихся условиях трудно выделить какой-либо определенный возрастной контингент. Как мы видим из практики, в период подведения итогов подверженными стрессу оказываются все возрастные контингенты. Все зависит от того, что предшествовало, какая была мотивация к учебе, уровень притязаний и отношения с родителями.

– Кто более психологически устойчив – отличники или середнячки? Если вдруг отличник не добирает заветных пятерок, например, до медали – это серьезный стресс?

– Все зависит от предшествующего «бэкграунда», то есть от того, каков был предшествующий опыт сдачи экзаменов, насколько до этого школьник мог контролировать ситуацию в стрессовый момент. В целом можно сказать, что те, кто ставит перед собой наивысшую задачу – только пятерки, испытывает больше волнений и стресса. Но, с другой стороны, если он до этого уже имеет опыт отличных результатов, и это его устойчивый стереотип, то высокие амбиции превращаются в род азарта. Будучи в статусе «лучше всех», он соревнуется с самим собой. И в последнее время мы часто встречаемся с такими школьниками.

Не стойте под дверью

– Правильно ли поступают родители, которые во всем сопровождают ребенка вплоть до проводов на экзамен и караулов под дверью? Или лучше отпустить ситуацию и довериться ребенку?

– Такие родители рискуют не просто спровоцировать у ребенка достижения низких результатов, но и длительное время оставаться инфантильными, то есть несамостоятельными и зависимыми от родителей. Еще одна проблема в том, что чем ребенок старше, тем больше родительское покровительство провоцирует неуверенное поведение среди сверстников, которые становятся свидетелями родительского сверхконтроля и могут над этим иронизировать. Чем раньше родители рискнут предоставить полную инициативу ребенку, даже если его качества не внушают взрослым доверие, тем скорее он приобретет самостоятельный опыт преодоления стрессовой ситуации.

– Как лучше поддержать своего школьника, чтобы экзамены или переход из класса в класс дались максимально комфортно?

– Самый лучший способ – это личный пример. Нужно рассказать ребенку, как бы взрослый сам решал проблему подготовки к экзамену. Даже если времени на подготовку совсем не осталось, можно поставить самую минимальную задачу. Еще важно установить временное ограничение, до которого следует учить материал, а после которого это приведет к противоположному результату. Умный и спокойный родитель может помочь ребенку понять, когда следует остановиться, как заставить себя отдыхать, как «запретить» себе чрезмерное волнение.

– Почему бывают острые и даже трагические реакции школьников в ответ на плохие оценки, наказание со стороны семьи или педагогов? Это дети с неустойчивой психикой или такие реакции возможны у каждого ребенка?

– В данном случае речь идет скорее о кризисном психологическом состоянии, вмешаться в которое необходимо медицинским психологам или психотерапевтам. Обращаться необходимо только вместе с родителями, и большую часть времени, отведенную для встречи, специалисты обычно беседуют именно с мамой и папой.

Иногда бывает, что тяжелый психологический кризис возникает еще до того, как школьник приступил к подготовке к экзаменам. Выход из ситуации – начать готовиться с любого первого попавшегося на глаза раздела, постепенно упорядочивая материал. Здесь полезна будет помощь родителей, которые в этой ситуации могут выступить в роли «домашних репетиторов», если, конечно, родитель в роли педагога не вызывает у подростка реакций негатива.

 Надо ли вообще ругать или наказывать школьника за плохие оценки или какие-то проступки?

– Применение к подопечному запретов, санкций, наказаний относится к наиболее сложному разделу воспитания. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с учетом как индивидуальных особенностей ребенка, так и предыдущего характера детско-родительских отношений. Надо понимать, что многолетний опыт неэффективных замечаний или запретов, не приведший к позитивным результатам, вряд ли положительно сыграет в дальнейшем. Если это так, то от привычных наказания следует отказаться вообще. Если речь идет о результатах экзаменов, на которые влияет множество неконтролируемых факторов, а не только недочеты в подготовке, то наказания в принципе абсурдны. Эффективны, скорее всего, будет обсуждения допущенных ребенком ошибок. В любом случае это высказывание родителем собственного мнения относительно того или иного поступка, из которого ребенок должен сам делать вывод. Решающим фактором эффективности замечаний является авторитет взрослого.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Шпаргалка в помощь

 Какой летний отдых можно назвать оптимальным – с полным отключением от занятий или надо поддерживать рабочий настрой?

– Оптимальный отдых – это полный уход от формата обучения. Но в период отдыха возможно обучение в «необязательном» режиме, когда знакомство с материалом – это как увлечение, удовольствие, не преследующее цели достижения строгого результата или получения оценки. Желание должно исходить от самого школьника, а родитель не должен вмешиваться в процесс.

– Энергетики, шоколадки, кофе, бессонные ночи перед экзаменом  чем это опасно?

– Это очень опасно. После подобного «марафона» можно столкнуться со стойкой потерей сна, хроническими болями в животе, паническими расстройствами и др. Чрезмерная стимуляция нервной системы приводит к «туману в голове» в день экзамена и, как следствие, к снижению результатов и оценки.

– Лично меня всегда успокаивала шпаргалка в кармане. Сейчас за это очень строго наказывают. Плохи или хороши шпаргалки? Может, стоит их разрешить?

– Шпаргалка – это один из способов эффективной подготовки к экзамену, краткий конспект, квинтэссенция прочитанного. Работая над шпаргалкой, ученик ясно представляет себе весь объем материала и начинает глубже понимать его. Иногда шпаргалка просто кладется в карман для психологической поддержки и при сдаче экзамена не используется. Такую же функцию выполняет и конспект.