Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Юрий Светов: «Правила игры на рынке такси и доставки становятся более цивилизованными»

Политолог – об инициативе запретить мигрантам работать таксистами и курьерами
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Власти Петербурга намерены запретить мигрантам работать курьерами и таксистами, запрет будет действовать до конца года. Соответствующий проект постановления губернатора Петербурга опубликован в разделе «Антикоррупционная экспертиза». На выполнение предписаний компаниям и организациям отводится три месяца с момента вступления постановления в силу. Городской Комитет по труду и занятости должен представить предложение о введении аналогичного запрета на 2026 год.

По мнению политолога Юрия Светова, такое решение позволит отбирать именно тех людей, которые реально нужны экономике Петербурга, и при этом готовы соблюдать действующие в городе правила и законы.

«Для власти крайне важен вопрос реагирования на общественные настроения. У нас в стране в последние пару лет на повестке дня регулярно возникает вопрос ответственности для людей, приехавших к нам на работу, за то, как именно они работают. Петербуржцы регулярно сталкиваются с пограничными ситуациями с участием мигрантов. Допустим, человек работает таксистом, часто нарушает правила дорожного движения, у него регулярно возникают конфликты с пассажирами и т. д. А когда начинается разбирательство по тому или иному инциденту, вдруг выясняется, что человек, приехав в Россию, вообще не считает, что наши законы писаны для него. И общество реагирует на это довольно болезненно», – отметил Светов.

При этом, напомнил эксперт, люди, называющие себя правозащитниками, сразу же начинают разговоры в духе «Не стоит так обостренно реагировать, россияне тоже часто допускают различные нарушения».

«Это действительно так. Но если трудовые мигранты нарушают правила на регулярной основе и не желают нести за это ответственность, то, может быть, наше общество могло бы обойтись без этих людей? Чтобы, так сказать, не увеличивать количество проблем. По сути, власти создают предпосылки для качественного отбора именно тех людей, которые реально нужны экономике Петербурга, и при этом готовы соблюдать действующие в городе правила и законы. Власти хотят быть абсолютно уверены в том, что мигранты, которые идут работать в такси, действительно получили водительские права после обучения и сдачи экзаменов, а не купили их по знакомству в своей стране. То же самое касается патентов, санэпидемкнижек и другой документации», – говорит Светов.

Сегодня во многих регионах России тщательно изучили ситуацию с мигрантами и на основании этих исследований вводят ограничения на работу для них в определенных сферах, напомнил он.

«Здесь есть и политическая составляющая. Россия сегодня входит в Евразийский экономический союз, и вполне логично, что мы предоставляем определенные преференции гражданам стран – партнеров по ЕАЭС. Соответственно, россияне пользуются аналогичными привилегиями в каждой из этих стран. Таким образом, страны союза получают взаимные экономические выгоды. Именно поэтому проект постановления Александра Беглова не касается граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, работающих в Петербурге. А постсоветские страны, не входящие в ЕАЭС, получают сигнал – либо вступайте в союз, либо ищите какое-то другое место для трудоустройства своих граждан», – говорит аналитик.

Он напомнил, что сегодня целый ряд государств, ранее входивших в Советский Союз, упорно пытается «усидеть на двух стульях».

«Они пытаются извлечь все возможные преференции из сотрудничества с Россией, но при этом хотят оставаться «надежными партнерами» и для Запада, например в части соблюдения антироссийских санкций. Этой практике пора положить конец, как минимум, в сфере трудоустройства в РФ мигрантов из таких стран, – указал политолог. – Ранее Александр Беглов наверняка дал поручение профильным комитетам обсчитать последствия такого шага. Чтобы потом те же «правозащитники» не начали кричать, что «у нас некому работать в такси и доставлять пиццу».

Петербург должен защищать свой рынок труда и требовать высокого качества услуг, которые получают наши горожане, отметил аналитик.

«Убирая с рынка труда определенную часть мигрантов, власти Петербурга четко представляют себе, кто именно сможет их заменить. Правила игры на рынке такси и доставки становятся более цивилизованными. Не секрет, что после распада СССР и обретения республиками независимости Россия для многих граждан этих стран до последнего времени оставалась чем-то вроде того же Советского Союза, в который по-прежнему можно свободно приехать и делать там, что захочется. И пользоваться всеми теми же правами и льготами, что и граждане России, не имея при этом никаких обязанностей перед нашим государством. Очень хорошо, что этот вопрос начали регулировать», – заключил Светов.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, без оформления патента или разрешения на работу в России могут трудиться граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Также, согласно документу, с 1 июля компании и частные предприниматели, работающие в сфере доставки товаров, должны будут соблюдать ряд специальных требований. Среди них ведение реестра доставок, а также оснащение всех курьеров устройствами геолокации.

Курьеры, использующие самокаты и другие средства индивидуальной мобильности, также должны быть оборудованы такими устройствами, при этом их максимальная скорость ограничивается 15 км в час. Обязательным становится нанесение единого идентификационного номера на одежду, транспорт и сумку курьера.