Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Дмитрий Солонников: «Мы должны защищать наш рынок труда»

Политолог считает, что запрет мигрантам работать таксистами и курьерами станет серьезным стимулом для руководства ряда постсоветских стран вступить в ЕАЭС
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В Петербурге могут запретить мигрантам работать курьерами и таксистами, запрет будет действовать до конца года. Проект постановления губернатора Петербурга опубликован в разделе «Антикоррупционная экспертиза» на сайте Смольнонго. На выполнение предписаний компаниям и организациям отводится три месяца с момента вступления постановления в силу. Городской Комитет по труду и занятости должен представить предложение о введении аналогичного запрета на 2026 год.

По мнению политолога Дмитрия Солонникова, такая мера подстегнет ряд постсоветских стран вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

«Важный момент состоит в том, что эти меры наглядно демонстрируют важность работы ЕАЭС как экономического союза. Наш президент Владимир Путин всегда говорил о том, что он должен служить надежным элементом интеграции наших народов. У нас есть единый рынок труда, единые таможенные правила и т. д., поэтому белорусы, киргизы, армяне и казахи могут у нас работать безо всяких ограничений. Если граждане других постсоветских стран захотят иметь такую же преференцию, то пожалуйста, пусть руководство их государств вступает в ЕАЭС, и этот бонус будет распространяться и на них!» – говорит петербургский политолог Дмитрий Солонников.

Он считает эту меру дополнительным стимулом для лидеров тех стран, которые до сих пор пытаются «усидеть на двух стульях» в геополитическом плане.

«В государствах Центральной Азии есть серьезный переизбыток трудовых ресурсов, и российский рынок труда представляет для них реальный интерес. Надеюсь, нынешние меры подстегнут эти государства к вступлению в ЕАЭС и подписанию всех соответствующих документов, – говорит политолог. – Вполне логично: если есть общий рынок труда, то все, кто в него входит, могут свободно трудиться на всем пространстве союза. А у тех, кто вне ЕАЭС, теперь будут определенные ограничения».

Эксперт напомнил, что в Петербурге в последние годы ощущается определенный дефицит рабочих рук.

«Не обострит ли это нехватку рабочих рук в такси и в доставке? Про доставку мне судить трудно, я просто не пользуюсь ею. Мне кажется, что это искусственная проблема, когда магазины шаговой доступности сегодня есть в каждом микрорайоне Петербурга, и у любого из нас поход в магазин не занимает так уж много времени. А многие продукты, на мой взгляд, нуждаются в твоем личном отборе. Если доставщиков станет меньше, то время ожидания заказов увеличится, и петербуржцы будут чаще ходить в магазины сами, станут более спортивными», – надеется Солонников.

В сфере же частного извоза сейчас вводится множество ограничений, напомнил он.

«Как известно, вскоре службы такси смогут использовать только те машины, которые произведены в России. Это само по себе сократит количество машин такси на наших улицах, значительная часть автопарка просто «отвалится». Поэтому логично предположить: тех таксистов, которые останутся за рулем после введения ограничений Смольным, вполне хватит для того количества машин, которые останутся после сокращения автопарка. Возникнет некий баланс между количеством машин и их водителей, – сообщил эксперт. – Мне кажется, это начало более глубокого процесса высвобождения квалифицированных рабочих мест в Петербурге и области. Сейчас мигранты из стран, не входящих в ЕАЭС, часто работают в медицинской и в образовательной сферах Петербурга и Северо-Запада. Думаю, список специальностей, в которых разрешено работать мигрантам из третьих стран, будет только расширяться. Российский рынок труда нужно защищать, особенно те его сферы, где требуются квалифицированные специалисты. Так что мы находимся в самом начале пути».

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, без оформления патента или разрешения на работу в России могут трудиться граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Также, согласно документу, с 1 июля компании и частные предприниматели, работающие в сфере доставки товаров, должны будут соблюдать ряд специальных требований. Среди них ведение реестра доставок, а также оснащение всех курьеров устройствами геолокации.

Курьеры, использующие средства индивидуальной мобильности, также должны быть оборудованы такими устройствами, при этом их максимальная скорость ограничивается 15 км в час.

Обязательным становится нанесение единого идентификационного номера на одежду, транспорт и сумку курьера.