Взойти на палубу: какие корабли-памятники можно увидеть в Петербурге

На дворе лето. У взрослых – сезон отпусков, у большинства ребятни – долгожданные самые долгие каникулы. Хочешь того или не хочешь, возникает вопрос: чем занять и себя, и подрастающее поколение? Предлагаем вам небольшое путешествие по кораблям. Тем, которые встали в нашем городе на вечную стоянку, превратившись в памятники. Обычно считается, что такие экскурсии интересны мальчикам. Личный опыт подсказывает, что и из этого правила бывает немало исключений. Двигаться будем по течению Невы. И первая остановка в том месте, где от главного русла отходит Большая Невка.
Крейсер «Аврора»
Корабль №1 Военно-морского флота России на днях отметил 125-летие спуска на воду. Уже более 70 лет – с июля 1948 года находится на вечной стоянке у Петроградской набережной напротив главного корпуса Нахимовского училища. Сегодня крейсер I ранга по российской классификации начала XX века является филиалом Центрального военно-морского музея.
Много лет назад, готовя статью к юбилею открытия на корабле исторической экспозиции, автор этих строк долго думал над названием. В результате мозгового штурма родился заголовок «Спасённая революцией». Ведь если бы не выстрел поздним вечером 25 октября (по старому стилю) 1917 года, давший сигнал к началу штурма Зимнего дворца революционными солдатами и матросами, не факт, что корабль, ставший символом революции, сохранился бы до наших дней. А так мы имеем возможность познакомиться с уникальным образцом кораблестроительного искусства конца XIX века. «Аврору» спустили на воду в 1900 году. Она была последним кораблём в «божественной» серии крейсеров типа «Диана», которая проектировалась на исходе предыдущего столетия.
Созданная до Русско-японской войны, которая сильно изменила концепцию военно-морского судостроения во всём мире, «Аврора» несёт в себе следы инженерных метаний. От гребного флота – форштевень в виде тарана, «размазанная» ровным слоем по бортам, как у парусников, артиллерия главного калибра, при этом паровая машина и бронированный корпус.
За годы советской власти внешний вид корабля менялся. И лишь с 1987-го, накануне очередного юбилея революции, его облик во время капитального ремонта приблизился к первоначальному.
В заключение о том самом судьбоносном выстреле (не только для корабля, но и для всего мира). Официальная версия гласит, что он был холостым. Но у Алексея Толстого во второй книге «Хождения по мукам» читаем: «Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры». Граф был современником тех событий. Так что вполне возможно, что по Зимнему для острастки выстрелили боевым, но не бронебойным – в просторечии «болванкой». Фугас разнёс бы резиденцию временного правительства капитально.

Ледокол «Красин»
Перемещаемся вниз по течению Невы на Васильевский остров к Горному институту. Здесь расположено ещё одно судно-музей – ледокол «Красин».
Ледокол был построен в начале прошлого века в Англии по чертежам, разработанным адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Окончательно судно вошло в состав Военно-морского флота Российской империи в 1917 году под именем «Святогор».
В 1928 году ледокол, уже переименованный в «Красин», получил всемирную известность в ходе операции по спасению экипажа дирижабля «Италия». Этим событиям был посвящён фильм «Красная палатка». Потом были военный переход из Владивостока на Север, полярные конвои и служба вплоть до 1989 года, когда «Красин» был отправлен в Ленинград для вечной стоянки в качестве музея. Сегодня он является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
Если судить по тому, как выглядят сегодня надстройки этого судна, ни за что не подумаешь, что ему больше ста лет. Только специфический форштевень и обводы бортов дают представление о реальном возрасте ледокола. Хотя кое-что из его конструкции используется и сегодня. «Красин» прокладывал дорогу во льдах за счёт длинного скоса форштевня ниже ватерлинии. Он выходил на лёд и проламывал его своим весом. Специфические обводы носовых шпангоутов способствуют тому, чтобы разводить колотый лёд по бортам. Подобный форштевень есть и у строящихся сегодня атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 22220.
Что касается внешнего вида надстройки, то она появилась в 1959 году во время модернизации на верфях Германской Демократической Республики.

Крейсер «Киров»
Остаёмся на Васильевском острове. Здесь есть ещё два корабля-памятника – торпедный катер типа «Комсомолец» на территории бывшего комплекса «Ленэкспо» в Гавани и подводные лодки С-189 у набережной Лейтенанта Шмидта и Д-2 у Шкиперского протока. Но к катеру сегодня попасть непросто, хотя к 80-летию Победы его и отреставрировали. А про субмарины мы уже рассказывали не так давно.
Наш путь на площадь Балтфлота, где установлены винты и две трёхорудийные башни главного калибра Краснознамённого крейсера «Киров». К сожалению, это всё, что сохранилось до наших дней от флагмана КБФ в годы войны и одного из символов стойкости блокадного Ленинграда.
На момент создания корабля советские инженеры ещё только нащупывали свой путь, поэтому за основу будущего «Кирова» были взяты обводы одного из итальянских лёгких крейсеров. Корабль получился довольно удачным, хотя и не без изъянов. Заложенный в 1935 году, крейсер вошёл в состав Балтийского флота в 1938-м. Войну встретил в Риге. Потом была оборона Таллина, в которой 180-мм орудия крейсера помогли остановить наступающих немцев и хоть на какое-то время стабилизировать линию фронта. Затем трагический и в то же время героический переход во главе сил флота под огнём береговых батарей и непрерывными налётами вражеской авиации в Кронштадт. Три года контрбатарейной борьбы под обстрелами и бомбардировками с воздуха. За это время крейсер получил несколько прямых попаданий, но остался на плаву, не потеряв боеспособности. За действия экипажа во время блокады корабль получил орден Красного Знамени.
В мирное время были походы с курсантами в ранге учебного корабля, участие в парадах на Неве. В 1974 году крейсер был отправлен на слом.
Перечень кораблей-памятников можно продолжить, упомянув эсминец «Беспокойный». Но это уже Кронштадт, и одним днём все локации не охватить. К тому же на остров Котлин надо ехать основательно. Там есть на что посмотреть. И это тема для отдельного рассказа.