Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Могло бы и не быть»: как в Петербурге появился Дворцовый мост

Переправа сейчас стала площадкой для «Поющих мостов»
Фото: Дмитрий Сермяжко/«Петербургский дневник»

Переправу открыли в конце 1916 года. Будучи одним из знаковых символов Петербурга, уже в наше время она стала площадкой для уникального шоу «Поющие мосты». В выходные стартует юбилейный сезон проекта.

Удивительно, но Дворцового моста, так же как и других переправ через Неву, могло бы и не быть.

Дело в том, что Петр I и слышать не хотел об их строительстве. Он считал, что Петербург – город рек и каналов, поэтому жители должны передвигаться на лодках по воде. И почти четверть века город существовал без мостов.

ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЛЯ

Первый мост был построен уже после смерти Петра I, в 1727 году. Он был наплавным и шел от Исаакиевской площади (ныне это Сенатская) до Васильевского острова – прямо к дворцу светлейшего князя Меншикова. Одна из легенд гласит, что идея его сооружения принадлежит Екатерине I. Однажды, садясь в раскачивающуюся лодку, чтобы отправиться на бал из Зимнего дворца к Меншикову, она замочила подол. Рассердилась и повелела наладить переправу.

Впрочем, петербургские ученые эту легенду не подтверждают. Говорят, что верят только документам и фактам. Но не исключают, что такая история все же могла иметь место.

«ОДОБРЯЮ»

В 1901 году на лучший проект моста объявили конкурс, но ни одна из 27 работ не была принята. А на повторном конкурсе победителем признали проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. На выполненном Мельцером чертеже фасада моста 15 января 1911 года царь Николай II написал: «Одобряю».

Строительство Дворцового моста началось в конце 1911 года, закончить работы планировали в 1913-м, но строительство затянулось, а потом помешала Первая мировая война. Вся инженерная конструкция была готова лишь к концу 1916 года.

Мост успешно проверили на прочность, он выдержал 34 грузовых автомобиля, каждый из которых вместе с грузом имел массу более 600 пудов. И 23 декабря 1916 года без особой помпы и присутствия главных лиц Петербурга переправу открыли.

В 1978 году мост прошел капитальный ремонт.

В 1997 году с него демонтировали трамвайные пути. Тогда же Дворцовый получил ночную подсветку.

Второй капитальный ремонт моста начался 21 октября 2012 года, а полностью завершился 19 октября 2013 года. Первая разводка после реконструкции и первая проводка кораблей состоялись уже в мае 2013 года.

С ремонтом моста связана легенда о золотой заклепке, которая якобы спрятана в середине одного из пролетов. Однако ни во время реконструкции ее не нашли, ни в документах упоминания об этом нет. Но все же золотая по виду заклепка хранится в Музее мостов – как дань легенде.

В ЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ

Сегодня Дворцовый пользуется популярностью у кинематографистов. Например, кадры с разводящимся мостом можно увидеть в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (12+).

На поднятых пролетах моста показывали мультфильмы. А в 2011 году крыло разведенного Дворцового превратилось в гигантский экран площадью более 400 квадратных метров. Во время проведения арт-форума граффити на нем демонстрировались фильмы.

В 2016 году у Дворцового впервые прошло уникальное шоу «Поющие мосты». И теперь с мая по октябрь разведение моста сопровождается музыкой композиторов, чья жизнь оказалась связана с нашим городом.

ФАКТ:

По статистике компании «Мостотрест» за последние пять лет, Дворцовый мост в среднем за год разводят около 300 раз. В навигацию за ночь под раскрытыми пролетами может проходить до 50 судов.