Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

Мария Ватутина: «Мы выросли на сильных эмоциях»

Писатель приняла участие в концертах новой фронтовой русской поэзии, состоявшихся в Белоруссии
Фото: из личного архива Марии Ватутиной

В рамках проекта «Русские поэты новой весны» Мария Ватутина совместно с Игорем Карауловым, Анной Долгаревой и Алексеем Шмелёвым посетила Белоруссию, где состоялись сразу семь концертов новой фронтовой русской поэзии. А в преддверии Дня Победы Мария Ватутина приняла участие во встрече писателей с председателем «Единой России» Дмитрием Медведевым, во время которой обсуждались самые острые вопросы современного литературного процесса.

– Мария, как вас встретила Белоруссия?

– Для меня это была долгожданная поездка, я очень хотела именно в Белоруссии почитать свои стихи. Организатором выступило Россотрудничество и непосредственно Евгений Примаков. Посетили Минск, Гомель и Мозырь – городок рядом с украинской границей. Там, кстати, выступали в театре, который построили по инициативе Станиславского. А ещё были выступления в воинской части – с огромным залом, в Центральной государственной библиотеке, в филиале Плехановского университета и на площадках Россотрудничества.

Приходили люди разного возраста: и те, с кем мы родились ещё в одной стране, и совсем молодые ребята. Я понимала, что они мало читают поэзию вообще и надо пробить существующий слуховой барьер. Тем не менее слушали внимательно – белорусский народ очень воспитанный. И, кстати, хочу сказать, что такой чистой страны я не видела никогда, хотя объездила много стран, да и Москва у нас чистая. На улицах белорусских городов – ни одного фантика, при этом – не видно ни одного дворника. Это культура горожанина, который не бросит ничего мимо урны.

Всё прошло замечательно, за три дня у нас состоялось семь выступлений. Это было интенсивно, но поэты любят читать свои стихи. Кроме того, на белорусском телевидении не так уж много говорят о СВО, и мы хотели преодолеть это препятствие и стихами рассказать, что чувствуют наш народ, наши бойцы. Нам было важно прочитать там сильные тексты. Со мной вместе были прекрасные поэты: Игорь Караулов, Анна Долгарева и Алексей Шмелев.

– Каково отношение простых белорусов к происходящему?

– Мы как-то с коллегами задумались об истории Белоруссии, ведь там есть и литовские семьи, много людей с польскими корнями. Спросили у сопровождавшего нас гида: такие люди смотрят в сторону Западной Европы? Она ответила, что, по её наблюдениям, нет – вне зависимости от происхождения, родословной, почти все белорусы направлены в сторону России, настроены на дружбу. И они очень внимательно наблюдают за происходящими событиями, за спецоперацией. Здесь, мне кажется, важно отметить, что Великая Отечественная война страшно прошлась по территории Белоруссии. Пожалуй, из всех оккупированных фашистами земель здесь творили самые страшные зверства. Мы ехали по местам, где ни одной живой деревни не осталось, там жгли и убивали тысячами. Эта боль – в каждой семье, эта война для них жива, и остро чувствуется в людях наше общее советское прошлое. Белорусы, конечно, с нами. Если понадобится, то... Но, надеюсь, не понадобится.

– С какими чувствами переживали оккупацию Курской области?

– С огромной болью. Донбасс – наша беда все эти годы, там и сейчас регулярно гибнут гражданские. Но здесь, в отличие, скажем, от Донецка, по твоей земле, как по живому телу, бродят сапогами иностранные наемники всех мастей, украинцы из самых элитных войск. Пришли убийцы и издеваются над женщинами, стариками, демонстративно ходят по дороге в фашистской форме. Здесь не может быть никакого гуманизма и миролюбия, только одна мысль: очищать от них землю и поскорее. Невозможно даже описать, что я чувствовала как внучка фронтовиков. Моя бабушка прошла всю войну – она с 16 лет медсестра на фронте, таскала с поля боя мужиков в намокших шинелях, служила на санитарном поезде – в вагоне для тяжелораненых. Её рассказы со мной на всю жизнь. Нам в 90-е годы стали говорить: не надо милитаризировать сознание детей, зачем им знать про эту жестокость, не нужны им такие эмоции... А мы выросли на сильных эмоциях.

– Мария, 2022 год стал настоящим взлетом русской гражданской поэзии. Интерес к ней не падает?

– Интерес не падает. И не может упасть – наш народ читающий и литературоцентричный. У нас полстраны пишет стихи, а поэзия – один из столпов Русского мира. Мы, те, кто сейчас пишет о бойцах, поддерживает страну, писали и до СВО! Просто нас никто не соединял с публикой. Не было информационного моста от литературы к читателю. В начале СВО назвали наши имена, дали слово Захару Прилепину, Маргарите Симоньян – и люди узнали, что есть настоящая поэзия. Долгие годы в нашей культуре насаждалось представление, что поэзия – исключительно элитарное искусство. А сейчас мы собираем большое количество публики, читателей, выпускаем книги и антологии. Есть, например, программа «Поэты – России». Мы ездим по городам, собираем огромные залы – без всякого административного ресурса, люди идут и покупают билеты на поэтические концерты, благодарят нас после каждого выступления. Есть проект «Искусство в строю», есть программа Россотрудничества «Русские поэты новой весны», другие. Поэты ездят на фронт, в госпитали. Пока русское слово будет звучать – люди будут приходить, искать, покупать книги. Просто нужно людям напоминать имена, всего лишь давать им информацию через СМИ – о тех или иных поэтах, об их сборниках.

– Что можно у вас почитать?

– Книга моих стихов вышла в издательстве «Лира» под редакцией группы «КПД» (Колобродов, Прилепин, Демидов), называется она – «Генеральская фамилия». Меня часто спрашивают, не родственница ли я легендарному генералу Ватутину, командовавшему Первым Украинским фронтом и освободившему Украину, погибшему от пули бандитов из УПА. Нет, не родственница, но он всю жизнь со мной. Моя бабушка – ветеран Великой Отечественной войны – говорила, что его очень любили солдаты. Вот даже сейчас передо мной лежит книга о Герое Советского Союза Николае Федоровиче Ватутине.

Ещё у меня в издательстве «СТиХИ» вышла небольшая, карманного типа книга – «Украина, прощай». А в Российском союзе писателей – это была идея Влада Маленко – тоже издание карманного формата, специально для бойцов, в виде воинского билета с красной звездой.

Мои стихи включены в сборники «Поэзия Русского лета», «Поэзия Русской зимы», выпущенные командой RT под руководством Маргариты Симоньян.

– Если говорить о защите интересов России внутри России. Литература должна быть одной из основ суверенитета страны. За это время что действительно важного произошло в нашем литературном процессе?

– Естественно, произошёл титанический сдвиг. Помню, в 2013 году писательское сообщество встречалось с Владимиром Путиным, был поставлен вопрос: как нас всех объединить, чтобы не существовало 250 союзов в каждом городе, которые бесконечно друг с другом ругаются и выдают красивые корочки всем, кому не лень... Но тогда властям непонятно было, как оценивать литературу, что с ней делать. Создали АСПИР (Ассоциация союзов писателей и издателей России), но она, на мой взгляд, оказалась неудачным проектом. Дело же в том, как понимать задачи литературы в России. Литература – это «элитарная штучка», когда ты десять избранных писателей везёшь в резиденцию, или это служение народу, выражение его мыслей и чаяний? Вот в чём принципиальная разница.

Сейчас первым секретарем Союза писателей России стал Владимир Мединский, и лично я возлагаю на него большие надежды. Конечно, понимаю, что с таким сложным организмом, как литературное сообщество России, дело быстро не решится. Во-первых, это юридические вопросы. Во-вторых, нужно подбирать качественные кадры, чтобы организовать объединение. Но у меня есть идея, которой я бы хотела поделиться. Объединять писателей России в один союз можно по очень простому принципу: вступить туда могут только те писатели, кто поддержал свою страну в это трудное время. Если писатель не живет жизнью родной страны, пусть варится в собственном соку и не претендует на помощь государства, на участие в литпроцессе вообще.

– Наша литература идёт по пути суверенитета?

– Сложный вопрос. Если понимать его как независимость русской литературы от чужих влияний и тем, от навязываемой нам либеральной повестки... Конечно, во-первых, время либеральной повестки прошло. Мы их раскусили. Эти формы и смыслы вредят русской литературной традиции и нашему традиционному обществу в целом. Во-вторых, государство имеет право запрещать какие-то темы, только если они запрещены законом. Запрещать что-то идеологически чуждое нам невозможно, потому что у нас нет идеологии по Конституции. Но государство же может не запрещать, а оказывать поддержку патриотическому лагерю. Как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев на недавней встрече с писателями: сейчас просто не может быть писателя, не являющегося патриотом своей страны, что это тогда за писатель? Государство и обновленный Союз писателей России может организовать гастрольную деятельность, найти способы издавать важную для российского читателя литературу, найти способы снизить цены на книги и так далее.