«О дружбе пса и человека»: в Петербурге открылась выставка «Жизнь замечательных собак»

Собаки, точнее их скульптурные изображения, встречают посетителей уже во дворе Мраморного дворца. Дальше – больше. Представленные в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, они занимают оба этажа музея. Ради них впервые открыли даже Зимний сад.
Сколько здесь представлено пород – не скажут даже организаторы. Зато они точно знают, что в экспозиции более 400 работ. И что такой масштабной и уникальной выставки, посвященной собакам, еще никогда не было.
В ГЛАВНОЙ РОЛИ
Львиная доля экспонатов – из Русского музея. Своими шедеврами также поделились Эрмитаж, «Петергоф», Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и другие собрания.
Идея выставки на первый взгляд проста: рассказать о собаках в русском искусстве – от академической живописи XVIII века до смелых экспериментов современности. Преобладающую часть экспозиции составляет классическое искусство – портреты императоров, великих князей и придворных дам. Еще при Екатерине II собаки были любимцами представителей высшего общества. Так, на картине Михаила Щеточникова «Парадная лестница в Академии художеств» среди роскоши интерьеров и нарядной публики изображена гордо вышагивающая левретка.
А каким неожиданным предстает перед нами образ императрицы на картине Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Здесь мы видим не могущественную правительницу, а обычную женщину, которой не чуждо ничто человеческое, что подчеркивает левретка Земира.
«Если раньше художники очеловечивали собак, то сегодня мы видим, как животные очеловечивают людей», – говорит заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

МОДЕЛЬ ДЛЯ ХУДОЖНИКА
«Появляется собака – и лица становятся человечными», – отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Мария Салтанова. Вот торжественный портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, родственницы Петра I, на котором впервые в русском искусстве изображена комнатная собачка. Или работа Валентина Серова «Портрет графа Феликса Юсупова», где любимый французский бульдог аристократа Клоун помогает раскрыть образ молодого владельца. На знаменитом полотне «Завтрак аристократа» кисти Павла Федотова пудель становится превосходной пародией на главного героя.
А как обожали своих питомцев именитые художники! Например, на картине «Собака» Илья Репин изобразил пса по кличке Пегас. Известный критик Владимир Стасов назвал работу «портретом красивой собаки», ставя ее в один ряд с изображениями Мусоргского и Толстого.
На картине Кузьмы Петрова-Водкина «Собака», которая была написана в 1919 году, прочитывается судьба животного. Его художник с женой подобрали на улице. Впоследствии эта собака, которую они назвали Лаской, стала любимицей всей семьи.

ДОБРЫЕ ЧУВСТВА
У художников XX века изображение собак по-прежнему остается популярным. На выставке представлены портрет В. В. Рождественского кисти Петра Кончаловского, графика Анны Остроумовой-Лебедевой, в которой можно увидеть ее бульдога Бобби. А на знаменитом портрете Федора Шаляпина Борис Кустодиев изобразил и французского бульдога Ройку.
«Современные концептуальные собаки разные: дурацкие, интересные, смешные... Например, огромная, два на три метра, надутая собака митьков», – говорит заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.