Яндекс.Метрика
  • Александр Малькевич, подготовила Ирина Лисова

Харьковский дневник: поэт Симонов, подсолнухи и мобильная связь

«Петербургский дневник» и Александр Малькевич запускают совместный проект. В этой серии публикаций депутат петербургского парламента и сопредседатель Координационного совета Общественной палаты РФ по интеграции новых регионов расскажет о своей работе в Харьковской области осенью 2022 года
Фото: личный архив Александра Малькевича

Открыл для себя я Харьковскую область в августе 2022 года. К этому моменту я уже создал и запустил работу телерадиокомпаний в Запорожской и Херсонской областях. Был план запустить телевидение и на освобожденной нами территории Харьковской области (в целом, будем говорить так, 40 процентов региона были уже освобождены).

Из истории города

Тогда административный центр области был в Купянске. Это небольшой город, расположенный в 124 километрах от Харькова и в 60 километрах от границы с Россией. Центр одноименного района, который граничит со Сватовским районом Луганской народной республики. Образует территориальную общину в составе поселков городского типа Купянск-Узловой и Ковшаровка, а также сел Пристен, Сенек, Осиново, Осадьковка, Болдыревка, Прокоповка, Тамаргановка, Пойдуновка и Стенка. На начало 2022 года там проживало порядка 55 тысяч жителей.

Купянск – значительный областной узел автомобильных и железных дорог, второй по значимости после Харькова. А расположенная южнее Купянска станция Купянск-Узловая – крупный железнодорожный узел, который обслуживает пять направлений: на Белгород, Валуйки, Святогорск, Харьков и Попасную.

Фото: личный архив Александра Малькевича

Впервые город был упомянут в официальных документах в 1665 году. Правда, тогда это была казацкая слобода под названием Купянка – вероятно, названа по одной из протекающих в этой местности рек. Она входила в состав сначала Харьковского, а с 1685 года – Изюмского слободского полка. В качестве сотенного местечка была частью Изюмской оборонительной черты, а вокруг поселения возвели земляную крепость. С 1765 года это центр комиссарства Изюмской провинции Воронежской губернии, позже – уездный город Воронежского наместничества.

Со второй половины XVIII века Купянск развивался как торговый центр. В 1932 году стал районным центром Харьковской области. С 1937 года здесь работал сахарный комбинат (закрытый в 2011 году). В годы Великой Отечественной войны с июня 1942-го до февраля 1943 года город находился в оккупации.

После войны развивался как промышленный центр. В 1958-м тут открылся машиностроительный завод, а в1966-м – литейный, один из крупнейших в СССР. А также научно-производственный комплекс «Искра», типография, мясокомбинат, молочно-консервная фабрика и другие предприятия.

80 лет спустя

В начале спецоперации, в феврале 2022 года, город был занят российскими войсками, но вынужденно оставлен в сентябре того же года.

Для российской стороны левый берег реки Оскол, протекающей через Купянск и поселок Купянск-Узловой, представляет собой естественный рубеж обороны и плацдарм для наступления на линии Купянск – Сватово – Кременная, а также удобный узел снабжения группировок войск в Луганской народной республике и Харьковской области по железной дороге из Белгорода через Волчанск.

Фото: личный архив Александра Малькевича

Для ВСУ агломерация – важный логистический узел (на линии Боровая – Купянск-Узловой – Купянск) для снабжения харьковской группировки войск, оборонительное значение имеют холмы на правом берегу реки Оскол.

Я отправился в Купянск на рекогносцировку местности, начал собирать команду. Несколько человек подхватил в Донецке. И вот оттуда на огромной, как корабль, машине «Тойота Секвойя» мы выдвинулись через Луганск и Сватово на Купянск. И, между прочим, я научился после поездки правильно ставить ударение. Раньше все говорили: «Купянск, Купянск». Нет. Купянск.

И, между прочим, как раз именно поэтому такая ритмика у стихотворения Константина Симонова «Песня о веселом репортере», посвященного памяти его друга, фронтового фотокора Михаила Бернштейна. Там есть строчки: «Под Купянском, в июле, / В полынь, в степной простор / Упал, сраженный пулей, / Веселый репортер…»

Симонов в 1942 году написал это стихотворение. И вот спустя 80 лет снова там, под Купянском, шли бои, мы защищали город. В принципе, говорят, то же самое было и в годы Великой Отечественной…

Фото: личный архив Александра Малькевича

Про сети и людей

Наша поездка в Купянск вышла с приключениями. Дело в том, что в Харьковской области мобильной связи не было. Она и в Луганской-то республике хромала. Но последней точкой было как раз Сватово, откуда мы созванивались и договаривались, что машина сопровождения встретит нас на границе с ЛНР.

Приехали – места живописнейшие. Все утопало в подсолнухах. Но нас никто не ждал. Мы там провели минут тридцать. Наделали кучу фотографий и вернулись в Сватово. Еле-еле снова связались. Но опять никто ничего не понял, не встретили. В итоге я плюнул, принял решение ехать в Купянск без сопровождения, и мы двинули на свой страх и риск. Впрочем, в машине у нас был гранатомет, который мне перед поездкой выдали друзья в Херсоне. Так что оказать сопротивление мы бы смогли…

Доехав до Купянска, нашли здание военно-гражданской администрации (ВГА), где охрана и вызвала нам человека, к которому я ехал.

Купянск оказался милым городом. Но сначала – о том, как здесь я приобрел важный опыт, впервые столкнувшись с отсутствием мобильной связи и Интернета. Вернее, он был, но только в нескольких точках, в основном – в административных зданиях. Там работал Wi-Fi, оттуда можно было выходить в эфир, общаться с журналистами, что-то писать. Но больше нигде, потому что мобильный Интернет могли использовать противники, диверсионно-разведывательные группы и «ждуны» для наведения на цели. Это я про украинские сети. Наши были куда надежнее – и их строили.

Фото: личный архив Александра Малькевича

Когда Краснодарский край взял шефство над Харьковской областью, здесь заработал «Мир Телеком» – первый российский оператор мобильной связи. Филиалы открылись в Волчанске, Купянске, Купянск-Узловой и в поселке Ковшаровка. Этот же оператор уже работал в Херсонской и Запорожской областях. Его номера начинаются с российского кода +7 и имеют префикс «990». И я потом уже созванивался с харьковскими товарищами внутри одной сети, у меня был херсонский номер.

Ну а в тот раз я все дни работал в здании военно-гражданской администрации. Там мы познакомились и подружились с главой ВГА Купянского района Максимом Губиным. Это потрясающий человек, уникального мужества. С первых дней спецоперации он связал себя с Россией, сначала руководил одним районом, потом – Купянским. Организовывал эвакуацию, успел выехать сам. Теперь еще одним районом руководит.

В Купянске я познакомился и с главой ВГА Харьковской области Виталием Ганчевым. Но сама эта ВГА находится сейчас на территории Белгородской области. И там занимаются помощью харьковчанам, которые вынуждены были выехать, и людям, живущим в «серой зоне».

Примерно тогда же первым десяти жителям Харьковской области вручили российские паспорта. Церемония по случаю получения российского гражданства проходила в Купянске. Все десять человек приняли присягу, после чего получили документы.

«Ощущение умиротворения и силы, приобщения к чему-то большому. Это как возвращение в семью после долгого путешествия», – описывал тогда свои чувства получивший паспорт РФ Максим Губин.