Безмолвные свидетели мужества: петербуржцы узнали о роли книги в блокадном Ленинграде

Научная библиотека петербургского кампуса Президентской академии открыла свои двери для гостей акции «Ночь музеев». Героями этого года стали публицистические издания, выпущенные в годы блокады.
«Мы участвуем в этом проекте уже второй год, и для нас очень ценно то, что мы обновляем программу. В этом году мы решили показать что-то новое, познакомить наших дорогих зрителей с разными частями нашего института. Поэтому мы выбрали площадку научной библиотеки – наследницу Таврической библиотеки. И в этом году центральным объектом всей программы стали книги. Многие задаются вопросом: почему в блокадном Ленинграде продолжали печатать книги? Потому что это показатель того, что город жив, и того, что город продолжает бороться. И именно об этом программа «Я говорю с тобой из Ленинграда…», – рассказал специалист управления внешних коммуникаций и маркетинга Президентской академии в Санкт-Петербурге Сергей Карманов.
Отдел редких книг
Попасть в библиотеку вуза не так просто: в обычные дни это могут сделать лишь преподаватели и студенты. Но благодаря акции «Ночь музеев» каждый желающий смог заглянуть в жемчужину института – в отдел редких книг.
«Так как фонд у нас исторический, решение о создании нашего отдела было принято руководством института в 1992 году, к тому времени отделы редких книг были в крупнейших книгохранилищах. Сейчас мы пополняем фонд за счет подаренных изданий. В нашем отделе свыше 50 тысяч единиц хранения: с 1717 до 1945 года издания включительно», – рассказывает заведующая отделом редких книг научной библиотеки петербургского кампуса Академии Оксана Великотворская.
Именно опираясь на особенно ценные экземпляры блокадных лет, институт создал свою программу.

Книги блокадного Ленинграда
На улицах падают снаряды, от которых оголодавшие люди прячутся в бомбоубежища, если хватает сил. По трамвайным путям идет зима, глядя на которую замирают дома и вода мерзнет в трубах. 872 дня блокады, которые город не забудет никогда.
«А город жил и боролся. Начиная с 1942 года по заранее утвержденному плану, в Ленинграде начинают издавать книги и брошюры, объединенные в серии – «В помощь всеобщему военному обучению», «Гениальные люди великой русской нации», «За Родину, за Ленинград» и другие», – перечисляет Оксана Великотворская.
А весной того же года после первой блокадной зимы на улицах города появились книжные развалы.
«Огромную роль в поддержании морального духа ленинградцев играла художественная литература. Особенно были востребованы произведения ленинградских авторов», – рассказывает Оксана Великотворская.
Одна из блокадных авторов Ольга Берггольц писала:
«Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы».
И не будут так же отдавать за них последнее. Нам, современным людям, очень трудно представить, что в осажденном Ленинграде книги не только издавали, но и покупали. Вернее их обменивали на хлеб для себя, для детей и в подарок на большую землю.
Книги были нужны ленинградцам. Литература была востребована и бойцами ленинградского фронта. Стихи той же Ольги Берггольц бойцы и командиры переписывали и отправляли родным и близким на большую землю в своих письмах.
«На некоторых книгах из нашего фонда сохранились и блокадные автографы. Но особенно нам дорога книга, которая была издана еще до войны в 1940 году в Москве, – акцентирует внимание Оксана Великотворская. – На форзаце дарственная надпись «На память дорогому бойцу, защитнику города Ленина, от девушки-ленинградки Марины Алексеевой. 18 февраля 1943 год». Мы не знаем, кто такая Марина Алексеева, как сложилась ее судьба. Мы можем только предполагать, что эта книга в числе других подарков от ленинградцев была направлена бойцам ленинградского фронта к 23 февраля».

Ожившая история
Президентская академия присоединилась к акции «Ночь музеев» в прошлом году и сохранила то, что так поразило гостей корпуса на Каменноостровском проспекте после реставрации, – ожившую историю.
«Мы хотели погрузить наших гостей во времена блокады благодаря особенностям нашей программы в виде театрализованной лекции», – отметил Сергей Карманов.
И пусть играли не профессиональные актеры, а студенты академии, гости остались в полном восторге.
«Мне очень понравилось. Я второй год прихожу в РАНХиГС: здесь всегда очень подготовлено и с артистической, и с информационной составляющей. Видно, что делают с любовью. Меня поразило количество книг, которое издавалось в блокадные годы. Я знала, что в Ленинграде многие предприятия продолжали работать, но до сегодняшней лекции ничего не знала про издательское дело тех лет. А ведь книги так активно печатались, читались и были очень ценны для ленинградцев. Ведь это признак того, что город живет, именно это возвращало их к чему-то привычному и мирскому и помогало людям верить в освобождение», – поделилась своими впечатлениями Инна Хрулева.