Яндекс.Метрика
  • Александр Пелевин

Александр Пелевин: «О зависти к современным школьникам»

Писатель поделился впечатлениями о новых учебных заведениях
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В ходе выступлений по разным городам необъятной Родины иногда посещаю современные школы. Вот и в Кировской области выступил перед учениками образовательного центра города Зуевки. До этого выступал в школах Петербурга и Москвы и даже Якутска.

И, знаете, я завидую современным школьникам.

Вот правда завидую. Ведь жизнь человека начинается со школы, и его представление о мире формируется именно школьными стенами. А как можно хорошо думать о мире, когда стены вокруг напоминают тюремные?

Почему в нашем поколении тридцатилетних оказалось так много либералов? А потому что учились в школах 90-х годов. Тут не только либералом станешь, это даже не худший вариант.

Я очень хорошо помню свою школу. Обшарпанные зеленые коридоры, прокуренные и заляпанные всем чем можно туалеты, разбитый кафель, помойная столовая… Неудивительно, что и атмосфера была не очень. Впрочем, это проблема не школы как таковой, это девяностые годы во всей своей красе. Школа была средоточием всей эпохи, дикой, грязной и неуютной.

Но школы, построенные за последние 15 лет, вселяют веру в человечество.

Хожу и не могу нарадоваться.

Все чистенько, красиво, уютно. Разрисованные и поломанные стулья в коридорах сменились на мягкие диваны, в классах светло и просторно. И атмосфера, соответственно, максимально здоровая, нет этого чувства грязи и безнадеги.

Дело не только в современной обстановке. Я послушал, как учителя общаются с детьми. Они наконец стали говорить с ними на равных. Без ора, без унижений, без этого ощущения, что на ребенка выплескивают накопившуюся злобу.

Друзья, которым удалось поработать в современной школе, подтверждают мои слова и говорят о заметной перемене в отношении к школьникам. Если раньше его можно было описать словами «ну все живы и хорошо», то теперь учителя еще и следят за состоянием каждого школьника. Ни один не должен быть выключен из образовательного и воспитательного процесса, никто не должен просто слоняться по коридорам, все должны расти и развиваться. И это хорошо, это правильно.

Кстати, пару лет назад удалось выступить и в школе, в которой учился я. И да, это день и ночь, отремонтировали по красоте.

Таковы, конечно, не все школы. Полно еще и старых, и неотремонтированных, и откровенно разваливающихся – в таких, кстати, тоже довелось выступать, и разница в отношении к ученикам тоже заметна. Но сама тенденция очень и очень радует. Может быть, для изменения мира к лучшему пожить бы в таком режиме еще два-три поколения – и не узнаем нашу планету.

Жаль только, что спокойно пожить получится вряд ли. Времена такие.

Но хотя бы попытаемся.

Мы росли в мире, где всё рушилось, а эти дети видят другую реальность. Они верят, что мир можно улучшить по теории малых дел. И если ты сделал сегодня что-то хорошее, достойно выполнил свою работу, помог кому-то, сказал кому-то добрые слова – уже завтра мир станет немного лучше.

Действительно, тут есть чему позавидовать, и дело не только в том, что у них впереди вся жизнь. А еще и в том, что они не растут в грязи и цинизме. Они знают, что достойны лучшего. И они не станут, как наше поколение, чуть что скулить, как «все пропало». А просто возьмут и построят то, во что верят.

Нормальными людьми вырастут, в общем.

А мы слишком долго жили среди обшарпанных стен, зато смогли покрасить их для детей.