Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

В Петербурге проходит выставка «Военная история моей семьи»

Автор проекта – Институт культурных программ
Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

В начале года редакция портала «Культура Петербурга» попросила жителей Северной столицы и стран СНГ рассказать о своих воевавших родственниках. За несколько месяцев пресс-центр буквально завалили письмами с историями, которые больше похожи на сюжеты из кино и по которым можно писать книги. Итогом акции стала выставка «Военная история моей семьи», которая состоит из портретов людей, переживших военные события, сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу, с историями о ленинградской блокаде и всех ужасах того периода.

Истории и легенды

На выставке представлено около 20 самых ярких и эмоциональных историй-воспоминаний с фотографиями. Остальные можно прочитать на «Культуре Петербурга». Инициатор проекта «Военная история моей семьи», шеф-редактор портала Елена Казачинская рассказала, что сама идея пришла тогда, когда она вместе с младшим сыном пересматривала семейный альбом.

«Мы наткнулись на фотографию нашей бабушки. Снимок был размытый, пожелтевший от времени, с надписью на обороте, что сделан во время блокады 15 июля 1943 года. И я вспомнила, как бабушка мне рассказывала, что в то время была беременна и не поехала в эвакуацию, боясь, что ребеночка «растрясет» в поезде. Говорила, что новорожденный не пережил первую зиму и как она везла его через всю Петроградскую сторону на саночках до Серафимовского кладбища», – поделилась семейной трагедией Елена Казачинская.

Она убеждена, что такие истории важны.

«В каждой семье есть военные и послевоенные фотографии, есть свои легенды. Очень захотелось, чтобы такие рассказы стали общим достоянием», – говорит инициатор проекта.

Мужество и отвага

Заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Станислав Молдованов также отмечает важность таких воспоминаний.

«Важно, чтобы такие истории передавались из поколения в поколение, чтобы воспоминания жили, происходила преемственность. Все эти письма раскрывают еще более детально историческую правду», – отметил Станислав Молдованов.

Он рассказал про одно письмо, которое тронуло его сердце.

«Мне запомнилась история медсестры Елены. Вместе с одноклассниками она открыла «операционную» в подвале дома. Елена вводила советским детям опасные химические инъекции между пальцами рук. Кисти рук опухали, покрывались струпьями. Таких девчонок немцы «отбраковывали» и не брали в плен. За такие деяния грозила смертная казнь, но Елена спасла более сотни детей. Какое мужество и отвагу надо иметь, чтобы додуматься до такого!» – подчеркнул Станислав Молдованов.

«Непонятно, как это можно было пережить»

Среди первых посетителей выставки оказалась кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им Герцена, жительница блокадного Ленинграда 92-летняя Ирина Михайловна Лебедева. Она рассказала о тех ужасах, которые творились в то время.

«Непонятно, как это все можно было пережить. Каждого, кто трудился на предприятиях в Ленинграде, можно назвать героем. Но никто себя героем не считает. Они делали это, потому что надо было. Без света и воды, в голод, холод люди отдавали последние силы, чтобы приблизить Победу», – подчеркнула Ирина Лебедева.

В экстремальных условиях человек и его сущность открываются, считает она.

«Были единичные случае мародерства и даже людоедства. Долгое время это скрывалось, но это было! Однако истинные ленинградцы «задавили» их всех своим нравственным духом», – сказала Ирина Лебедева и процитировала слова Ольги Берггольц: «В сотни раз почетней и трудней в блокаде, в окружении палачей не превратиться в оборотня, в зверя».

Директор института культурных программ Ольга Гаазе назвала Великую Отечественную войну событием, которое «уже никуда не исчезнет из исторической памяти, из летописей, писем».

«Но несмотря на все это, мы прекрасно знаем, что история, бывает, переписывается. Под другим углом и взглядом. Американских и европейских школьников учат другой истории, которая отличается от той, которую учит российский школьник. Переписать историю, конечно, можно, но вот память изменить нельзя. Очень важно, когда люди хранят память и истории своих семей, передают их детям, внукам и правнукам», – подытожила Ольга Гаазе.