
Как мосты и набережные пережили блокаду Ленинграда

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на постоянные огневые налеты и обстрелы, в городе продолжал свою работу «Ленмостотрест». Традиции, заложенные организацией в Ленинграде, сегодня продолжает ее преемник СПб ГБУ «Мостотрест».
К моменту начала блокады Ленинграда «Ленмостотрест» уже как 10 лет работал в здании на улице Зодчего Росси, 1. Возглавлял его тогда Алексей Соколов.
Как рассказал заместитель начальника управления по общественной деятельности СПб ГБУ «Мостотрест» Владимир Головашов, в организации с момента ее создания в 1932 году работало много мужчин. Однако с началом войны большинство мужчин было мобилизовано. Кроме того, часть эвакуировалась из города. Поэтому к моменту окончания войны в коллективе преобладали женщины – из 164 сотрудников организации, представленных к награде за доблестный труд, 130 женщин. Они помогали с охраной и рабочими вопросами, связанными с разводкой мостов, работали уборщицами.

«Конечно, если люди могли эвакуироваться из города, то мосты и набережные – нет. За их состоянием необходимо было постоянно следить. Все механики в годы блокады постоянно находились в технических помещениях мостов для оперативной работы во время авианалетов, в том числе для осуществления разводки мостов. Всю войну мосты разводили, так как через Неву проходили боевые корабли. Сооружения маскировали разными способами, применяя дымовые шашки, закрывали деревянными конструкциями», – рассказывает Владимир Головашов.
За время войны ни один механик не погиб. Восстановление мостов, особенно разводных в центральной части города, начинали проводить сразу же после бомбёжки. Параллельно велась работа по проектированию ремонтно-восстановительных работ пролетных строений в других районах города – документы об этом датируются 1942-1943 годами. К самим работам приступили уже в 1944 году, боевые действия в то время еще шли, люди рисковали своими жизнями, восстанавливая сооружения. Сорок лет понадобилось рабочим, чтобы дать новую жизнь городским переправам. Восстанавливали все элементы мостов, включая их архитектурно-художественный облик.
«На многих мостах и набережных сохранились следы от артобстрелов, которые можно увидеть и сегодня. Например, на набережной канала Грибоедова, у дома № 140. Здесь сохранились следы на граните от снарядов периода войны. Легко заметить следы от снарядов на стенке Кронверкской набережной со стороны Петропавловской крепости. Отголоски войны на Петровской набережной видны с легендарного крейсера «Аврора». Сохранены следы снарядов на Университетской набережной, напротив дворца Меншикова. Гранит и на остальных набережных Санкт-Петербурга – Английской, Дворцовой и других хранит напоминание о тех суровых днях», – рассказывает Владимир Головашов.

Что касается мостов, которые пострадали в годы войны, то к таким объектам можно отнести Екатерингофский мост с уникальной конструкцией – его пролеты разводятся с берега. В то время как у других переправ есть опоры, расположенные в воде, откуда и осуществляется разводка.
«Осенью 1941 года в Екатерингофский мост попал снаряд. Он получил серьезные повреждения. Его хотели отремонтировать, но, к сожалению, планы так и не удалось воплотить в жизнь, а в 1975 году Екатерингофка перестала быть судоходной, соответственно необходимость в разводном мосте сама собой отпала, – говорит Владимир Головашов. – В конце 1980-х годов мост, используя бетон, законсервировали, а все электрооборудование демонтировали».
Конечно, были и случаи утраты мостов. Среди них, например, Могилевский мост через канал Грибоедова. На момент Великой Отечественной войны он представлял собой деревянную переправу, которая была полностью разрушена в результаты попадания снаряда. После окончания войны был разработан проект по созданию нового каменного гранитного моста, и уже через несколько лет построен новый Могилевский мост, который мы видим сегодня.