Яндекс.Метрика
  • Олег Цыбульский, начальник отдела боевой подготовки газеты «На страже Родины»

Из зоны СВО – на парад Победы: история участника спецоперации с позывным Адлер

Боец с детства мечтал принять участие в торжественном мероприятии
Фото: из личного архива Олега Цыбульского

Мечта о параде

– Адлер, Панда, направляетесь в Москву для участия в параде Победы. Иногда детские мечты сбываются! Сбываются, когда мне уже глубоко за сорок. Когда я уже давно уволился с военной службы, так и не поучаствовав в параде Победы. Когда уже был уверен, что, как и раньше, буду наблюдать за главным парадом России лишь со стороны, по телевизору.

Но пришло суровое время специальной военной операции, и я вновь встал в сплочённый и дружный строй защитников нашей Родины. И вдруг оказалась, что моя детская мечта никуда не делась, она следовала за мной по пятам всё это время и неожиданно догнала меня в окопах под Пятихатками. Догнала словами Деда: «Пройдёте по Красной площади в строю участников СВО».

Мурашки по телу и невероятный восторг в душе! Комбат, заметив мою счастливую улыбку, тут же решил прояснить некоторые детали: «Это вовсе не увеселительная прогулка. Во-первых, вам предстоят многочисленные проверки по линии безопасности. Поднимут всю вашу подноготную, раскопают то, что вы не знаете о себе сами. Психологи, оценивая эмоциональное состояние, заставят проходить различные тесты. Отсев кандидатов на участие в параде начнётся уже на этом этапе. Во-вторых, вас ждёт несколько недель строевой подготовки на территории одной из воинских частей, дислоцирующихся в Подмосковье. С раннего утра и до позднего вечера вы будете маршировать, маршировать и ещё раз маршировать. И только те, кто не сломаются и одолеют все трудности, и выйдут на Красную площадь».

Волков бояться – в лес не ходить. И вот мы уже в одном из тыловых районов. Здесь собрали будущих участников парада Победы со всего направления. Получилась довольно разношёрстная банда, но с нас быстро стряхнули окопную грязь, сбрили бороды, переодели в новую одинаковую для всех форму, за несколько дней заставили вспомнить основные строевые приемы. Таких не стыдно и в Москву отправлять. Старенький АН-12. Надсадно гудят двигатели, делая невозможным любой разговор с соседом. Под нами облака. И Россия. Огромная великая страна. Где-то там, внизу, раскинулись плодородные поля Кубани. Вспомнились слова комбата, сказанные нам в напутствие: «Пройдите по Красной площади так, будто все бойцы батальона Кубань, погибшие на полях СВО, будут идти с вами в одном строю. Чётче шаг, подбородки выше, плечи расправить. За них, за пацанов. Чётче шаг».

Фото: из личного архива Олега Цыбульского

Взгляд с передовой на мирную жизнь

Гул барабанной дроби въелся мне под кожу. Раз-раз-раз-два-три. Даже моё сердце подстраивается под этот ритм. Да что сердце, вся моя жизнь вдруг оказалась переписанной по правилам строевого устава.

Проснулся с утра, встал с кровати – начал движение с левой ноги, носок оттянул вперёд. Чистишь зубы – рука параллельно земле, локоть вынесен вперёд. Чем дальше, тем веселее. На завтраке в столовой выполняю упражнение на четыре счёта. Делай раз – взял ложку. Делай два – зачерпнул кашу из тарелки. Делай три – поднёс ложку ко рту. Делай четыре... Всё, хватит! Хочу обратно в окопы. Но боевую задачу – попасть в состав парадного расчёта – никто не отменял, и её надо выполнять.

В череде строевых тренировок вдруг появился неожиданный просвет: в субботу после обеда свободное время. Общее решение – едем на экскурсию в Москву.

С помощью дирекции РТРС организовывается посещение Останкинской телебашни. Автобус подан, парни рассаживаются в непривычно мягкие кресла. За стеклами окон пейзажи Подмосковья сменяются многоэтажными застройками столицы. Витрины модных магазинов и дорогие автомобили, рекламные баннеры и множество людей, спешащих куда-то по своим делам. Атрибуты мирной, сытой жизни, символы успеха и благополучия, денег и показной роскоши.

Для всех нас, вырвавшихся с фронта, привыкших к жизни под обстрелами и прописанных в сырых землянках, картины за окнами автобуса кажутся неким фарсом.

Оглядываюсь на парней: в их глазах непонимание и грусть. Мой дед весной 1943 года после ранения тоже оказался в Москве. Тогда, как и сейчас, наша страна вела непримиримую борьбу с фашизмом. Неужели столица встретила фронтовика лакированными лимузинами и рекламой поп-фестивалей, переполненными ресторанами и многочисленными компаниями веселящейся молодёжи? Конечно же нет.

Автобус останавливается на красный свет светофора. По пешеходному переходу течёт людской поток. Две девушки, увидев моих бравых бойцов, приветственно машут руками. Парни с удовольствием им отвечают. Окончательно разряжает ситуацию проходящий рядом с автобусом молодой человек, волосы которого окрашены в ярко-фиолетовый цвет.

Один из наших, высунувшись в окно, выкрикивает:

«Дружище, поедешь с нами штурмовать Работино? Только сначала придётся подстричь тебя наголо».

Грубый армейский юмор, но именно он расслабляет парней, все дружно смеются. Обладатель фиолетовых волос переходит на бег и быстро ретируется. Мы едем дальше.

Уже совсем скоро всем нам возвращаться на фронт. И несмотря ни на что, мы знаем, что мы не одни. С нами наши родные и близкие, молящиеся о нас ежечасно. С нами тысячи волонтёров, собирающих и отправляющих грузы на фронт. С нами женщины, плетущие маскировочные сети, с нами школьники, пишущие нам письма, с нами пенсионеры, выделяющие со своей скудной пенсии тысячу рублей на приобретение дронов. С нами вся Россия!

Просто здесь, в Москве, это чувствуется меньше всего. Парадокс, но пусть в его природе разбираются другие. Мы же просто смотрим в окна автобуса и наслаждаемся жизнью. Она того стоит.

Фото: из личного архива Олега Цыбульского

В ожидании главного дня

Начались репетиции на Красной площади. И вот я, замерев под бой кремлевских курантов, наслаждаюсь атмосферой грандиозного события. И наконец-то появляется возможность прочувствовать всю сложность прохождения строевым шагом по брусчатке и оценить, как велика площадка для главного парада страны.

Серебристой песней звенят ордена и медали, оркестр выдаёт туш, чеканят шаг сводные полки, гордо развевается знамя России. Если столько эмоций возникло от обычной репетиции, то что же будет непосредственно 9 Мая?

Но знаете, что меня впечатлило больше всего? Ни за что не поверите – любовь. Где я нашёл её на параде Победы? Мне, как человеку влюблённому, легко разглядеть её лики, её отблески, её дыхание. Но обо всём по порядку.

На тренировку все прибывают заранее, и в отведенное время парадные расчеты заходят на Красную площадь. Девочки-курсантки, представляющие сводную «коробку» женщин-военнослужащих, уже на месте. И, по мере прибытия расчётов от военно-учебных заведений, нередко можно наблюдать следующую картину: после команды «Разойдись» из строя выскакивает ошалелый юноша и бежит в сторону девчонок. Находит ту, что искал, машет рукой, подбегает, следуют горячие объятья. До начала парада довольно много времени, и у влюблённых есть отличная возможность пообщаться.

Таких парочек набирается довольно много, парни и девушки трогательно держатся за руки и о чем-то беседуют. Им неважно, что они на Красной площади в окружении девяти тысяч человек. Кремлёвские звёзды отражаются в их счастливых глазах, есть только он и она – и больше им никто не нужен.

Остальные девчонки стоят небольшими группами, парни-курсанты то и дело подходят к ним с просьбой о совместном фото, звучит смех, завязываются разговоры, происходит обмен контактами. Жизнь, как праздничный салют, переливается всеми красками. Не сомневаюсь, что уже на следующей тренировке влюблённых пар будет больше. Любовь побеждает войны. По крайней мере мне очень хочется в это верить.

И как маленькая ремарка. Мы на фронте очень скучаем по своим любимым. Наши чувства никуда не исчезают, наоборот, проверенные временем и расстоянием, закалённые горнилом войны, они только крепнут и усиливаются. Ждите нас, верьте в нас, любите нас.

Если я хочу вернуться, то я должен верить в твою любовь.

Фото: из личного архива Олега Цыбульского

День Победы – вместе с дедами и павшими товарищами

И этот великий день настал. Гордо реют знамена, замерли парадные расчеты и несется над Красной площадью «Славься» Михаила Глинки:

Слава, слава героям-бойцам,
Родины нашей отважным сынам!
Кто кровь за Отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет народ.

Мы никогда не забывали подвиги своих героических предков. И во время минуты молчания все мысли только о них. Фотографии моих дедов – у меня во внутреннем кармане, рядом с сердцем. Михаил Дмитриевич и Николай Григорьевич, сегодня и вы рядом со своим внуком пройдете по брусчатке Красной площади. А еще вместе со мной пройдут мои боевые товарищи, погибшие на полях СВО. У нас у всех – одна война, одна цель, одни идеалы. И Победа у нас тоже будет одна на всех!

«Судьба Родины зависит от каждого из нас», – говорит президент, и я с ним полностью согласен.

Мурашки по коже – играет гимн России. Мысленно пропеваю его строки, испытывая при этом огромную гордость за свою страну. Слова «Так было, так есть и так будет всегда!» звучат как клятва. Залпы артиллерийских орудий словно закрепляют ее.

– К торжественному маршу.

Все, началось. Я так долго готовился к этому моменту, и наконец-то он настал.

– Первый батальон прямо, остальные напра-во.

И пусть ноги затекли от долгого стояния, все как один четко выполняют поворот.

– Равнение направо, шагом марш!

Чеканят шаг парадные расчеты. Темп – 120 ударов в минуту – задает военный оркестр, и сейчас здесь, на Красной площади, это темп биения сердца России.

Голова повернута направо, взгляд уперся в грудь четвертого от меня человека в шеренге.

– Адлер, подбородок выше.

Узнаю голос Албанца. И остальные бойцы батальона Кубань, не дожившие до этого светлого дня, тоже здесь, со мной, в одном строю. Ёжик, Наив, Тёмный, Опер, Грек и ещё много-много ребят. Герои, павшие в бою за Родину. Наши друзья, наши братья.

– Четче шаг, внук, четче шаг.

Мои оба деда-фронтовика тоже рядом со мной. Они с гордостью смотрят на меня, их открытые и мужественные лица освещают счастливые улыбки.

От Государственного исторического музея до Спасской башни Кремля ровно 220 шагов. И каждый шаг – это дань памяти героизму и самоотверженности воинов России, павших в борьбе за Родину.

– Чётче шаг, Адлер, чётче шаг…