
Активность иностранного бизнеса в России превысила досанкционный уровень

В прошлом году количество заявок на регистрацию иностранных товарных знаков превысило досанкционный уровень на 18 %.
На отечественном рынке особенно активны компании из Китая и Беларуси, а также новые игроки, не регистрировавшие знаки до 2022 года, например из ОАЭ. Об этом говорят результаты совместного исследования ВТБ и компании «Онлайн Патент».
Эксперты проанализировали заявки иностранных компаний и физических лиц, поданные на регистрацию товарных знаков в Роспатент за последние пять лет. Всего за этот период нерезиденты оформили около 50 тысяч заявок. В 2022 году их количество сократилось на четверть по сравнению с 2021 годом – до 7,6 тысячи. В 2024 году количество заявок составило 11,8 тысячи и превысило досанкционный уровень на 18 %.
В общем объеме заявок от зарубежных организаций за последние пять лет каждая десятая относится к сфере электроники, еще 8 % приходится на оптовую и розничную торговлю, около 7 % – на косметические товары. В топ-5 сфер по активности входят индустрия моды и фармацевтика – по 6 % в числе заявок.
«Развитие российского рынка открывает новые возможности для иностранных компаний, особенно из стран Азии и СНГ. Они активно регистрируют бренды, стремятся закрепиться в освободившихся нишах и нарастить свое присутствие в перспективных секторах экономики. Параллельно с этим мы наблюдаем повышение интереса к развитию собственного бренда со стороны российского бизнеса, который стал осознаннее подходить к защите интеллектуальной собственности. Подтверждением этому служит рост числа заявок на регистрацию товарных знаков, поданных через сервис ВТБ в первом квартале 2025 года, на 28 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – высказался Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса – старший вице-президент ВТБ.
Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент», отметила, что интерес иностранного бизнеса к российскому рынку не ослабевает и даже растет, несмотря на санкции.
«Многие зарубежные компании наращивают активность, чтобы занять ниши, освободившиеся после ухода конкурентов. А некоторые готовят почву для возвращения – регистрируют товарные знаки, чтобы в будущем иметь возможность быстро возобновить деятельность в России», – высказалась она.
Начиная с 2022 года особенно выросла активность китайских компаний: число их заявок на товарные знаки в 2022–2024 годах увеличилось в два раза по сравнению с показателем 2020–2022 годов. Лидируют бренды в категории электроники (16 %), за ней следуют одежда (8 %) и машины, станки и двигатели (8 %).