
Константин Бронзит: «В храме науки нужно уметь зажигать друг друга творчеством»

– Константин Эдуардович, более 20 лет вы преподаете в СПбГУП, в университете с уникальной историей и достижениями. Как изменился вуз за эти годы?
– Знаете, в интервью, прямо как в спорте, тоже иногда нужно разогреться. А вы начали с очень сложного вопроса. Долго наблюдая процесс изнутри и являясь его непосредственным участником, трудно оценить изменения, которые происходили постепенно и последовательно. Так же как непросто оценить возрастные изменения человека, если видишь его на протяжении двадцати лет каждый день.
Понятно, что речь идет не о починенном кране или замене паркета, – впрочем, и с этим в университете всегда было все хорошо. Мы говорим о содержании, творчестве, и тут мне проще сказать о себе: я как преподаватель точно подрос. И многие вещи, которые в моей первой профессии режиссера делаются по наитию, на ощупь, яснее сформулировались и отшлифовались в моей голове. Университет демонстрирует стабильно первоклассное качество образования, и мне это очень импонирует.
– Вспомните самый необычный случай из вашей педагогической практики.
– Любопытный пример я наблюдаю сегодня. На нашей кафедре режиссуры мультимедиа есть студент, который буквально преследует меня. На каждом своем выступлении или мастер-классе даже за стенами университета я вижу его в первых рядах. В какой-то момент я начал вздрагивать и шутливо восклицать: «Опять ты?!» Но это как раз говорит о том, с какой жадностью и увлеченностью человек добывает знания. Он напоминает мне меня самого в юности.
– Какие главные проблемы высшего образования в России вы видите сегодня? Как их можно решить?
– Не возьмусь рассуждать про все образование, но в нашей творческой сфере одна проблема есть точно – это когда в какой-то момент жизни, часто неизбежный, у педагога прекращается личная практика в той области, где он преподает. Это то, чего я сам очень боюсь. Ведь только практика постоянно подкидывает новые задачи, которые, в свою очередь, не дают закостенеть мышлению.
В настоящий момент я продолжаю активно снимать кино, и это, так сказать, регулярно апгрейдит мой мозг. Как только такая деятельность прекращается, возникает риск сразу безвозвратно оказаться в прошлом, а студентам нужно показывать образец современного мышления.
– Цифровизация, искусственный интеллект, дистанционное обучение – как эти тренды влияют на гуманитарные науки?
– Все перечисленное не может не влиять. Важно вот что: до тех пор, пока всей этой «чертовщиной» управляет человек, а не наоборот, мы должны научиться извлекать из этого нового и мощного инструментария пользу. Не нужно всего этого бояться, следует уметь этим пользоваться, так как многие рутинные задачи будут решаться быстрее и эффективнее. Мы точно останемся в обозе, если будем игнорировать прогресс.
– Как вы считаете, что делает университетскую среду по-настоящему живой и продуктивной?
– Я назову один фактор, но он ключевой, на мой взгляд. По-настоящему живой и продуктивной среду делает резонанс, в который входят педагоги и ученики в процессе обучения. Говоря молодежным языком – когда мы все оказываемся на одной волне. Вот тогда и происходит выплеск в космос мощной положительной энергии, и в ее потоке мы чувствуем плечо друг друга. Мы ею заряжаемся и движемся вперед в заданном векторе.
Это не лозунг, а то, что я часто чувствую, взаимодействуя с учениками. Я смотрю в горящие глаза студентов, они смотрят на пожар в моих, и в такие мгновения мы можем, как в знаменитом фильме «Аватар», сказать друг другу: «Я тебя вижу».
И знаете, что интересно? Это не исчезает со звонком, сигнализирующим об окончании урока. Чем больше было набрано этой энергии, тем дольше она может удерживаться в эфире, прямо в коридорах университета, причем уже без специальных усилий с чьей-либо стороны. Мы можем выйти из класса и разойтись в разные стороны, но при этом каждый из нас будет нести в себе тот самый заряд, мотивированность на выполнение предстоящих, возможно, даже рутинных задач. Я так это ощущаю.
Поэтому нам всем нужно быть немножко Геростратами. Только не храмы нужно поджигать – мы все-таки живем в XXI веке, – а в храмах науки уметь зажигать друг друга. Что и происходит в Гуманитарном университете профсоюзов. Здесь ни одно наше усилие не пропадает даром.
