
Сергей Бугаев «Африка»: «В том, что Ленина объявили грибом, был глубокий метафизический смысл»

Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения Владимира Ленина (Ульянова). Как рассказал «Петербургскому дневнику» художник Сергей Бугаев, определение «Ленин – гриб» было более серьезным, чем может показаться на первый взгляд.
«На самом деле, сегодня никто даже не подозревает, откуда взялось это сравнение и какое оно имело воздействие на общественную среду 1990-х. Нужно учитывать социодинамические процессы культуры того времени. Определение «Ленин – гриб» появилось на фоне той иерархии ценностей, которая распространилась в мире на базе одной из самых мощных идеологий и образных систем под названием «ленинизм». Как бы мы ни относились к самому Ленину-Ульянову, система «ленинизма» большую часть 20-го века работала на одной шестой части суши по полной программе. Это в том числе и сам миф о Ленине, который до сих пор работает в некоторых посткоммунистических странах. Это еще и очень мощная машина системы образов, которая успешно работала большую часть 20-го века», – отметил Бугаев.
По его словам, миллионы людей в бывшем СССР помнят свои эмоции, когда они были пионерами и комсомольцами – то есть вся наша жизнь в известной степени соизмерялась с течением жизни самого Ленина.
«Если учесть, что вся наша жизнь состоит из квантов и атомов, то известная часть наших атомов и квантов были «атомами Ленина». Что касается Курехина, то он в обычной жизни был человеком очень серьезным. Кто-то усматривает в его деятельности троллинг, но на деле он был человеком абсолютно научным, в том числе и в теме грибов, – сообщил художник. – У Сергея Курехина было, на самом деле, не так уж много героев, и одним из них был американский композитор Джон Кейдж – он изобрел знаменитое произведение «4.33». Но во всех энциклопедиях он значится не только как выдающийся композитор-экспериментатор, но и как миколог, специалист по грибам. Проводя линию между Лениным и грибами, Курехин таким образом демонстрировал линию преемственности, отсчета всего живого именно от грибов».
По словам Бугаева, знаменитая телепередача, вышедшая на Ленинградском телевидении с участием журналиста Сергея Шолохова и музыканта Сергея Курехина, сыграла большую роль в формировании «нового мышления» – политики, которая тогда была объявлена лидером СССР Михаилом Горбачевым.
«Но формировал эту политику вовсе не Горбачев, внутри страны ее формировали такие люди, как Курехин, Цой и многие другие творцы. Поэтому нельзя считать, что эта передача была этаким издевательством, направленным на разрушение целостности мифа о Ленине, его иконографии. Мы же помним, что в советское время изображение Ильича было повсюду – от спичек и марок до огромных плакатов и муралов на стенах, – считает Бугаев. – У этой аналогии «Ленин – гриб» появился и более фундаментальный уровень. В терминологии ученых микологов грибы стали называться «грибовидные существа», уровень изучения грибов, их вовлеченности в экосистему нашей планеты серьезно изменился».
Художник рассказал, что недавно на одной из московских выставок увидел фрагменты той давней передачи с участием Шолохова и Курехина, ныне носящей условное название «Ленин был грибом».
«Кстати, Сергею Шолохову стоило немалых усилий добиться того, чтобы передача в итоге вышла в телеэфир. С точки зрения тогдашних властей и органов госбезопасности, это могло восприниматься как идеологическая диверсия. Ведь ленинизм, как центральный элемент идеологического аппарата в СССР, тогда еще никто не отменял, – говорит Бугаев. – Отмеченная тогда Курехиным нестандартная роль грибов оказалась в известном смысле пророческой. Как совсем недавно выяснили ученые, споры грибов были именно той субстанцией, которая преодолела невероятные пространства космоса и приняла непосредственное участие в формировании жизни на Земле. Это подтвердили и исследования ученых в сфере того, как именно функционируют грибницы, как они порой подчиняют своим потребностям и растительный ландшафт, и деятельность живых организмов».
Художник напомнил про гриб, которому Курехин уделял особое внимание, – это кордицепс, гриб с уникальными целебными свойствами, распространенный в горах Тибета.
«Как показали последние исследования, он может развиваться на головах у муравьев и со временем начинает сначала частично контролировать их деятельность, а затем и убивает их. После этого гриб дорастает на нем до уровня распространения спор и затем разбрасывает их вокруг. Легко представить, что в этом смысле не только Ленин, но и все мы являемся своего рода «подопытными кроликами» для целой системы грибов. Недаром в этой передаче выступали серьезные микологи, которые предупреждали, что царство грибов может быть опасным – есть ядовитые грибы, которые убивают все живое вокруг себя, есть грибы, обладающие сильным галлюциногенным воздействием на человека, и т. д.».
В случае с курехинским «Ленин – гриб» речь шла и о создании нового языка культуры, где непоколебимый образ Ленина в рамках экспериментального жанра вылился, с одной стороны, в троллинг, а с другой стороны – в глубоко научные дисциплины.
«Кстати, нам вместе с Курехиным повезло лично пообщаться с композитором и микологом Джоном Кейджем. Его разнонаправленный интерес к грибам и звукам стимулировал Курехина заинтересоваться не только теорией звука, но и изучением грибного царства. Это был и художественный, и глубоко научный проект. В его основе, как и во всех проектах Курехина, лежал язык карнавальности, танца и перформанса. По-хорошему это можно было бы назвать «особое речевое поведение в рамках медийной конструкции». Одним словом, передача Шолохова и Курехина заслуживает глубоко научного отношения к себе», – заключил Сергей Бугаев.