Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Проклятие «Карманного словаря»: 180 лет назад начал выходить словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка

Судьбы его создателей сложились трагически
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Научное изучение истории русского языка, как считают исследователи, началось с середины XVIII века, когда Михаил Васильевич Ломоносов опубликовал свои труды «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». С 1819 года Владимир Иванович Даль начал составлять свой масштабный «Толковый словарь живого великорусского языка».

Лингвистические изыскания

В то же время были попытки осмысления влияния других языков на русский. Это объективный процесс, который происходит и в наше время. Русский язык и до XIX века вбирал в себя множество иностранных слов. В 1840-х годах группа энтузиастов решила составить словарь заимствованных слов. Однако у них была и скрытая цель, ведь они были настроены негативно по отношению к тогдашнему строю.

Лидером группы был Михаил Петрашевский, сын главного военного хирурга России и выходец из богатой семьи. После учебы в Царскосельском лицее и Петербургском университете он начал работу в Министерстве иностранных дел. Однако карьера не слишком интересовала Петрашевского, ведь он увлекся идеями философов-социалистов, которые вступали в прямую конфронтацию с политикой Российской империи. Петрашевский оказался харизматичным лидером и организатором, он в 1840-х годах смог найти и собрать вокруг себя кружок единомышленников, которые начали собираться по пятницам для обсуждения своих взглядов. Сторонники Петрашевского решили совместить лингвистические исследования и революционную пропаганду в одном проекте.

Так появился «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Кружок Петрашевского включал немало талантливых людей, которые участвовали в его составлении.

Сгоревшая жизнь

Одним из главных составителей «Словаря» был Валериан Николаевич Майков, выходец из невероятно талантливой семьи. Четверо его братьев оставили след в истории России. Николай стал художником, Аполлон – цензором и поэтом, Леонид – историком, Владимир – журналистом. Валериан же увлекался и экономикой, и естественными науками, и литературой. После учебы в Европе Майков познакомился с Петрашевским и занялся литературной критикой. Его подход был нестандартным для того времени.

В своих критических статьях на литературные произведения Майков размышлял об аспектах искусства в целом, не только о конкретной работе. Его называли одним из первых критиков-теоретиков в России, который разработал свою теорию изучения искусства. Майков писал, что творчество – это «пересоздание действительности, совершаемое не изменением её форм, а возведением их в мир человеческих интересов, в поэзию».

Работу Майкова отметил сам Иван Тургенев, и по его протекции Валериан уже в 23 года стал главным критиком в журнале «Отечественные записки». Причем пришел он на место самого Виссариона Белинского.

Для «Карманного словаря» Майков написал одни из самых важных материалов (про слова «анализ», «драма», «журнал», «критика», «идеал», а также помогал с терминами, связанными с искусством).

Однако в ходе работы Валериан отдалился от кружка Петрашевского и уже не принимал участие в работе над новым изданием «Словаря». Летом 1847 года Майков гостил в селе недалеко от Петергофа. Как известно со слов очевидцев, после купания в озере он внезапно умер. Ему было всего 23 года.

Конец кружка

«Словарь» Петрашевский опубликовал под псевдонимом «Кириллов» в апреле 1845 года. Статьи книги были пропитаны революционным и социалистическим духом. Потому на нее обратили внимание спецслужбы, но в тот момент они не стали доводить расследование до конца.

В свою очередь, Петрашевский решил перейти от теории к практике и в 1847 году попытался организовать коммуну, которая жила бы по социалистическим идеям. В 1848 году он и его кружок приступили к изучению прямо запрещенных материалов (например, ставшего общеизвестным письма Белинского Гоголю с критикой императорской политики) и разговорам о пропаганде революции. Одним из участников был молодой писатель Федор Михайлович Достоевский, который даже вписал свое имя в список гостей Петрашевского.

Но в то же время в движении начались брожения, и часть сторонников отдалилась от Петрашевского. Интересно, что гостями этих кружков также были критик Чернышевский и писатель Салтыков-Щедрин, однако они не стали задерживаться в них и так избежали ареста.

В 1849 году спецслужбы вышли на организаторов и участников кружков с помощью внедренного агента. 24 человека были задержаны, включая Петрашевского и Достоевского, и за революционную деятельность они были приговорены к смерти. Зимой 1849-1850 годов для них была проведена инсценировка расстрела, после чего им объявили о смягчении наказания. В итоге Достоевский был приговорен к 4 годам каторги в Омске, откуда он вернется в Петербург и сделает выдающуюся творческую карьеру.

Петрашевский, как организатор, был сослан на бессрочную каторгу в Сибирь. В 1856 году его режим был смягчен, и он даже смог писать статьи для газет и давать уроки. Однако отношения между Петрашевским и местными властями не складывались. После нескольких новых ссылок он скончался в 1866 году, ему было всего 45 лет.