
Как власти Петербурга продолжают поддерживать индустрию моды

Проект «Петербургский дизайн» действует в городе с 2022 года. «Когда три года назад мы начинали, было много скептиков. Сегодня уверенно можем сказать: «Петербургский дизайн» состоялся. У нас талантливые, красивые, умные, предприимчивые дизайнеры. Это повод для гордости», – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов.
МОЩНЫЙ ИМПУЛЬС
Благодаря проекту представители легкой промышленности могут бесплатно получить торговые площадки для своих товаров, пройти образовательные программы и воспользоваться другими услугами, направленными на продвижение и развитие бизнеса.
«В проекте уже приняли участие более 450 (260 уникальных) локальных брендов в различных сегментах – от мужской, женской и детской одежды до обуви, аксессуаров и товаров для дома», – сообщил «Петербургскому дневнику» вице-губернатор Кирилл Поляков.
В торгово-развлекательном центре «Галерея» был открыт флагманский магазин проекта, а дизайнеры участвовали в выставках, показах и форумах (St. Petersburg Fashion Week, PODIUM SEASONS, Collection Premiere Moscow, «Индустрия моды», «Петербургская ярмарка»), а также в образовательных программах от университетов.
Основатель бренда детской одежды «Златозарка» Кристина Грамотенко приняла участие в «Петербургском дизайне» в 2024 году.
«На начальном этапе была только идея – создавать особенные детские платья, – рассказала она. – Благодаря образовательной программе проекта удалось избежать многих ошибок начинающего дизайнера. Сейчас особую ценность нашему бренду придает сотрудничество с музеем-заповедником «Александровская слобода». Художник, работавший на легендарной фабрике, помогает нам воссоздавать утраченные узоры, адаптируя их к современным реалиям. Для меня важно не просто создавать одежду, а сохранять культурное наследие, делая его актуальным сегодня».
Кристина Грамотенко подает заявку на участие в четвертом сезоне «Петербургского дизайна» и надеется, что ее изделия пойдут в мультибрендовые магазины.
Основатель бренда детской одежды «ЮККА» Наталия Сафонова также впервые поучаствовала в проекте в прошлом году.
«Если раньше продажи шли единично через соцсети, то «Петербургский дизайн» открыл новые горизонты, – признала она. – Мы сертифицировали продукцию, расширили ассортимент и начали продажи в Большом Гостином Дворе. Это помогло определить целевую аудиторию, понять, какие модели, цвета и размеры востребованы, а от каких стоит отказаться. Обучение в проекте, общение с коллегами-дизайнерами и использование швейного сертификата дали мощный импульс для развития».
ОТ БРЮК ДО ПЛАТЬЕВ
С 2024 года в Северной столице действует проект «Сертификат на пошив» – это еще одна мера поддержки для дизайнеров, направленная на содействие как в производстве новых изделий, так и в довыпуске успешных коллекций.
По данным Кирилла Полякова, в прошлом году дизайнеры подали 42 заявки. Было выдано 28 сертификатов, благодаря чему на 16 предприятиях удалось отшить более 7,5 тысячи изделий – это платья, футболки, рубашки, свитшоты, брюки, верхняя одежда и купальники.
«Город софинансировал затраты на производство в сумме 8,8 миллиона рублей, – уточнил вице-губернатор Петербурга. – В 2025 году новые участники могут рассчитывать на софинансирование до 490 тысяч рублей (возмещение до 80 процентов затрат на пошив, конечная сумма зависит от запроса дизайнера), а дизайнеры, уже получавшие сертификат ранее, могут претендовать на софинансирование 50 процентов затрат. Итоговая сумма софинансирования города в этом году увеличена и составляет 19,6 миллиона рублей».
ДЕНЬГИ РЕШАЮТ НЕ ВСЕ
Проекты «Петербургский дизайн» и «Сертификат на пошив» правительство города реализует совместно с Фондом развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). К слову, дизайнеры могут получить беззалоговый заем от 50 тысяч до 5 миллионов рублей на приобретение оборудования или открытие торговых площадок со ставкой от 1 до 5 процентов.
«Фонд работает с физическими и юридическими лицами, которые ведут или собираются начать предпринимательскую деятельность на территории Петербурга, – сообщили нашему изданию в Фонде развития субъектов МСП. – В Центре развития креативных индустрий на базе фонда доступны услуги в области образования и консультирования. Например, мы регулярно проводим вебинары, где приглашенные эксперты рассказывают о различных бизнес-процессах».
По словам экспертов, в дизайне, как и во многих других сферах, далеко не всегда все решает финансирование. Зачастую важными и эффективными становятся именно нематериальные активы – сформированные связи и их последствия.
«У участников наших проектов есть возможность стать частью профессионального сообщества – налаживать релевантные контакты, находить партнеров, создавать коллаборации и благодаря этому развивать свой проект», – отметили в Фонде развития субъектов МСП.
КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД
По данным фонда, сейчас Петербург является лидером в стране по развитию креативных индустрий – их доля в ВВП города превышает 12 процентов, а к 2030 году должна достигнуть 16 процентов.
«Сохранять статус культурной столицы – хорошая цель, но более амбициозная задача – его укреплять. Этим мы занимаемся в рамках проектов фонда и нашей повседневной деятельности: работаем с сообществом креативных предпринимателей, создаем для них инфраструктуру и новые возможности для роста, а также решаем вопросы в области образования и продвижения», – подчеркнули в Фонде развития субъектов МСП.
И напомнили, что с лета прошлого года государство начало поддерживать креативные индустрии, рассматривая их не только с культурной, но и с экономической точки зрения. Это создает благоприятные условия для стартапов, а также для малого и среднего предпринимательства.
Скоро в законодательстве будет структурирован и оцифрован целый ряд отраслей, связанных с разработкой продуктов с высокой добавленной стоимостью.
«Так, с июня 2024 года Фонд развития субъектов МСП выполняет функции опорной организации креативных индустрий в Петербурге – это новые возможности и большая ответственность. Сейчас наша задача – постараться охватить разные направления креативных индустрий региона и создать инструменты для их развития», – рассказали в фонде.
По словам Кирилла Полякова, сейчас Фонд развития субъектов МСП не сотрудничает с международными партнерами и организациями, однако взаимодействует с федеральными структурами, выступая в качестве опорной организации креативных индустрий в нашем городе.
«Например, идет обмен опытом с коллегами из Агентства стратегических инициатив. В современном мире коллаборация является эффективным инструментом для оптимизации ресурсов и повышения качества работы», – подвел итог вице-губернатор.
ФАКТ:
57 000 организаций в Петербурге относятся к креативному кластеру (по данным Смольного). При этом лидирующая отрасль – фешен-индустрия.
На днях в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна состоялся III модный молодежный фестиваль Fashion Flow. Он ориентирован на ребят, заинтересованных в карьере модельеров-дизайнеров.